Финансовый контрольФинансовое право / Финансовый контрольСтраница 2
- ведомственный;
- производственный;
- общественный;
- аудиторский.
Государственный контроль проводится органами государственной власти (Президентом РФ и Правительством РФ, Федеральным Собранием РФ, Минфином России, ФНС России и др.). Главная цель — обеспечить интересы государства и общества по поступлению доходов и при расходовании государственных средств.
Ведомственный контроль осуществляется контрольно-ревизионными управлениями, другими структурами министерств и ведомств, охватывает деятельность подотчетных им предприятий, учреждений и организаций.
Производственный контроль проводится экономическими и финансовыми службами предприятий и организаций.
Объект контроля — хозяйственная и финансовая деятельность.
Общественный контроль осуществляют неправительственные организации. Объект контроля зависит от стоящих перед ними задач.
Аудиторский контроль проводится специальными органами: аудиторскими фирмами и другими службами.
Ведущую роль в осуществлении финансового контроля играет государственный контроль. Большое значение для его развития имеет Указ Президента РФ от 25.07.1996 № 1095 «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации».
Данным Указом установлено, что в Российской Федерации государственный финансовый контроль включает в себя контроль за исполнением федерального бюджета и бюджета федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ.
Одновременно в соответствии с установленным законодательством РФ разграничением функций и полномочий указываются конкретные субъекты государственного финансового контроля: Счетная палата РФ, ЦБ РФ, Минфин России, ФНС России, Федеральная служба страхового надзора, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральная служба по финансовому мониторингу, Федеральное казначейство, ФТС России, контрольно-ревизионные органы федеральных органов исполнительной власти, иные органы, осуществляющие контроль за поступлением и расходованием средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов. Было признано необходимым проведение не реже одного раза в год соответствующими контрольными и финансовыми органами комплексных ревизий и тематических проверок поступления и расходования бюджетных средств не только в федеральных органах исполнительной власти, но и на предприятиях и в организациях, использующих средства федерального бюджета.
Государственный контроль проводят также органы представительной (законодательной) и исполнительной власти субъектов РФ.
Финансовый контроль осуществляется различными методами. Принято различать следующие методы финансового контроля: ревизии, наблюдение, обследование, проверка, анализ и др.
Наблюдение направлено на ознакомление с состоянием финансовой деятельности проверяемого субъекта.
Обследование отдельных сторон финансовой деятельности обычно происходит с применением таких приемов, как анкетирование и опрос.
Проверка проводится на месте, в ходе ее используются балансовые, отчетные и расходные документы в целях выявления нарушений финансовой дисциплины и устранения их последствий.
Анализ также направлен на выявление нарушений финансовой дисциплины с помощью различных аналитических приемов.
Основной формой финансового контроля является ревизия, которая проводится с целью установления законности финансовой дисциплины на конкретном объекте. Законодательство закрепляет обязательный и регулярный характер ревизии. Она осуществляется на месте и основывается на проверке первичных документов, учетных регистров, бухгалтерской и статистической отчетности, фактического наличия денежных средств.
В настоящее время единого нормативного акта, в котором регулировались бы все вопросы назначения и проведения ревизии, нет.
Возникающие при этом отношения регулируются различными нормативно-правовыми актами, в том числе Федеральным законом от 11.01.1995 №4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации»; постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 329 «О Министерстве финансов Российской Федерации» и постановлением Правительства РФ от 07.04.2004 № 185 «Вопросы Министерства финансов Российской Федерации» и др.
Смотрите также
Систематизация документов
В любой организации решение проблем документационного обеспечения возлагается на специализированное структурное подразделение – управление делами, общий отдел, канцелярию и др. эффективность тру ...
Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях
В качестве видового объекта преступлений, предусмотренных гл. 23 УК, выступают
интересы службы в коммерческих и иных организациях, не являющихся государственными
органами, органами местного самоуп ...