Органы финансового управления и контроляФинансовое право / Органы финансового управления и контроляСтраница 1
Органы финансового управления и контроля делятся на органы общей компетенции и специальной компетенции (рис. 6).
Органы общей компетенции осуществляют финансовый контроль как одно из направлений своей деятельности.
К данным органам относятся Президент РФ, Правительство РФ, Федеральное Собрание РФ.
Органы специальной компетенции, например Минфин России, ФНС России, ЦБ РФ, созданы для управления финансами и финансового контроля.
Контроль за финансами со стороны Президента РФ осуществляется в соответствии с Конституцией путем издания
указов по финансовым вопросам, подписания федеральных
законов; назначения и освобождения от должности министра финансов РФ, министра РФ по налогам и сборам, директора федеральной службы налоговой полиции, представления Государственной Думе кандидатуры для назначения на должность председателя ЦБ РФ. В соответствии с Конституцией Президент страны обращается с ежегодным бюджетным посланием к Федеральному Собранию.
Полномочия Федерального Собрания РФ закрепляются в Конституции (гл. 5).
К ведению Совета Федерации (ст. 102 Конституции) относится назначение на должность и освобождение от должности заместителя председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.
К ведению Государственной Думы (ст. 103 Конституции) относятся:
- назначение на должность и освобождение от должности председателя ЦБ РФ;
- назначение на должность и освобождение от должности председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.
Для усиления контроля со стороны Федерального Собрания РФ за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объему, структуре и целевому назначению Федеральным законом от 11.01.1995 №4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» была создана Счетная палата РФ — постоянно действующий орган государственного финансового контроля, подотчетный Федеральному Собранию РФ.
Основные задачи Счетной палаты РФ:
- определение целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;
- оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
- проведение экспертизы проектов федеральных законов, иных нормативных актов, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств бюджета;
- осуществление контроля за законностью и своевременностью движения средств бюджета в ЦБ РФ, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях Российской Федерации и т.д.
Председатель Счетной палаты назначается на должность Государственной Думой сроком на шесть лет. Заместитель председателя назначается на должность Советом Федерации на тот же срок. При формировании Счетной палаты Совет Федерации и Государственная Дума назначают по шесть аудиторов сроком на шесть лет. Счетная палата, осуществляя контрольную деятельность, вправе проводить ревизии и тематические проверки, не вмешиваясь в оперативную деятельность проверяемых организаций. О результатах ревизий и тематических проверок Счетная палата информирует Совет Федерации и Государственную Думу.
В случаях выявления нарушений в хозяйственной, финансовой или иной деятельности, наносящей государству ущерб и требующей пресечения, Счетная палата вправе давать администрации проверяемой организации предписания, обязательные для исполнения. В случаях неоднократного неисполнения или ненадлежащего исполнения предписаний Счетная палата вправе по согласованию с Государственной Думой принять решение о приостановлении всех видов финансовых, платежных и расчетных операций по банковским счетам проверяемых организаций. Счетная палата должна регулярно представлять сведения о своей деятельности средствам массовой информации.
Правительство РФ осуществляет финансовый контроль в соответствии с Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации».
Смотрите также
Уголовное право и экономика
В данном разделе лишь ставятся в общем виде разнообразные и крайне острые проблемы
связи уголовного права с экономикой, взятой как деятельность и как система идей.
В обыденном сознании и даже во мн ...
Природа уголовного права
В разделе 1 рассматриваются предпосылки понимания уголовного права как социально-правового
феномена, обладающего сущностными чертами, которые отражают его природу и определяют
его развитие.
Эти ч ...
Производство по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений
...