Уголовное право как сфера профессиональной юридической деятельностиУголовное право / Познание уголовного права. Уголовно-правовая наука / Уголовное право как сфера профессиональной юридической деятельностиСтраница 1
Характеристика проблемы. Постановка данной проблемы определяется необходимостью повышения профессионального уровня работы юристов с уголовным правом <1>. Соответственно, это требует разработки и внедрения в подготовку и практику юристов необходимой для них юридической техники, в частности знаний и навыков, в рамках и на основе профессиональных уголовно-правовых компетенций, необходимых для: а) применения уголовного права; б) его реализации, включая прогностическую уголовно-правовую оценку предполагаемого поведения в сфере экономики. Как показывает опыт, это входит в обязанности корпоративных юристов, адвокатов, работников налоговых и иных служб, правоохранительных органов, участвующих в подготовке уголовно-правовых решений, и ряда иных субъектов реализации уголовного закона.
--------------------------------
<1> См.: Жалинский А.Э. Введение в специальность "Юриспруденция". Профессиональная деятельность юриста: Учебник. 2-е изд. М.: Проспект, 2007.
На этой основе рассматриваются две группы вопросов. Первая относится к целевой и инструментальной характеристике уголовного права как объекта профессионального обучения и как будущей сферы труда. Вторая группа относится к собственно уголовно-правовым компетенциям юриста, освоение которых является целью профессиональной подготовки вообще и проводимой на кафедре в частности.
Выдвигаемые при этом соображения основываются на двух подходах. Первый связан с ориентацией на решение проблемных ситуаций и оптимизацию соотношения системного и проблемного направлений уголовно-правового мышления. Разработка таких вопросов активно велась еще в прошлом веке на кафедре уголовного права и уголовной политики Академии МДВ СССР, возглавляемой в тот период Г.М. Миньковским. Этот подход в современном, представляемом ниже понимании включает в себя идею перехода от повествовательного способа представления уголовного права к проблемному способу, необходимость которого, вероятно, не вызывает возражений в литературе, занимающейся методологией права. Второй подход, собственно, тесно связан с первым и основывается на осуществляемом сейчас в ГУ-ВШЭ переходе к проектному подходу, стимулирующему компетенции, связанные с самостоятельной аналитической и организационной работой, т.е. мотивированные способности, опирающиеся на профессиональные знания и навыки, порождающие и обеспечивающие возможности успешно решать комплексные задачи в конкретном контексте.
Реализация этих весьма близких друг к другу подходов связана с определенными трудностями. Эти трудности будут рассмотрены особо.
Здесь необходимо лишь для примера указать на, пожалуй, важнейшие из них. Это, с одной стороны, традиционное предпочтение теоретического, даже метафизического рассмотрения тех или иных процессов анализу технологическому, сориентированному на качество результата, а с другой - и это, вероятно, главное, - невостребованность качественного продукта, под которым понимаются проекты уголовного закона и сами уголовные законы, проект позиции и позиция, проект решения и решение. Характер и глубина этих трудностей эмпирически отражаются как в традиционной системе контроля учебного процесса, содержании систематизирующих и иных публикаций, так и, что наиболее важно, в состоянии и качестве принимаемых решений, в разрабатываемой юристами документации, содержащей уголовно-правовые позиции, что, впрочем, все же требует отдельного исследования.
Эти подходы должны быть слитно, как предполагающие друг друга, комплиментарные, по выражению экономистов, реализованы и в теоретической разработке проблем уголовного права, и в его преподавании. Разумеется, это ни в коем случае не рассматривается как достаточное условие оптимизации уголовного права, но лишь как необходимое. Таким образом, подчеркнем еще раз, проблема состоит в том, чтобы специалист, и в наших условиях прежде всего получивший профессиональное образование юрист, мог работать с уголовным правом, а не только излагать содержание учебника. В условиях профессионального образования это означает необходимость изменения парадигмы преподавания, переход от запоминания к осмыслению, повышение роли аналитического дискурса, а соответственно, проблемного подхода, и к усилению технологического начала.
Смотрите также
Безопасность жизнедеятельности
Безопасность жизнедеятельности (БЖД) — наука о комфортном и травмобезопасном взаимодействии человека со средой обитания. Является составной частью системы государственных, социальных и оборонных ...
Рассмотрение дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение
...