Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования как субъекты права собственности
Право собственности / Собственность отдельных субъектов права / Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования как субъекты права собственности
Страница 2

Наряду с указанными видами собственности можно говорить о формировании двух самостоятельных видов собственности: публичной, являвшейся исключительно институтом публичного права (ius publicum), и частной, в свою очередь, являвшейся институтом гражданского права (ius civile). Причем частная собственность занимала доминирующую позицию по отношению к публичной собственности. Так, например, по сравнению с действующим законодательством Российской Федерации (ст. ст. 43, 69 ЗК РФ, ст. 279 ГК РФ), позволяющим изымать земельный участок для государственных и муниципальных нужд, римское государство в классический период не вправе было принудить земельного собственника продать свой участок, даже если он создавал препятствие для публичных целей. Только в постклассическую эпоху устанавливается возможность экспроприации частных земельных участков и лишь для строительства общественных сооружений <1>.

<1> Римское частное право: Учебник для вузов / Под общ. ред. В.С. Нерсесянца. 2-е изд., изм. и доп. М.: Норма, 2006. С. 381.

Что касается субъекта права публичной собственности - римского государства, то один из исследователей римского права Д. Д. Гримм <1>, рассматривая его с точки зрения современной для него концепции, которая заключалась в том, что государство является публично-правовым образованием, выступая в публичных отношениях, и частным лицом - казной, выступая в гражданских отношениях, указывал на то, что первоначально в римском праве не было четкого различия между государством как политическим союзом и государством как самостоятельным субъектом имущественных прав и обязанностей. В подтверждение этого автор приводил следующие аргументы: а) государственная казна (aerarium populi Romani или aerarium Saturni) не составляла самостоятельного учреждения, была лишена самостоятельной организации; б) одни и те же магистраты отправляли политические функции и вступали от имени государства в сделки с частными лицами; в) споры, возникающие из сделок, заключенных с государством, разрешались в порядке административном, не подлежали ведению общей гражданской юрисдикции.

<1> Гримм Д. Д. Лекции по догме римского права. М.: Зерцало, 2003 (воспроизводится по 5-му изд. СПб., 1916). § 20. История юридических лиц в римском праве.

Однако, как отмечал Д.Д. Гримм <1>, позднее в связи с разделением римских провинций на provinciae senatoriae и provinciae Caesaris произошло раздвоение государственной казны: наряду с aerarium Saturni, куда стали поступать доходы только из сенатских провинций, возник fiscus Caesaris - императорская казна, куда направлялись доходы из императорских провинций. С течением времени фиск в качестве государственной казны поглотил собою aerarium Saturni. Кроме того, в отличие от более раннего этапа развития римского права, когда отсутствовало строгое различие между фиском и личной собственностью императора, заведывание государственным имуществом было отделено от заведывания личным имуществом императора и фиск получил самостоятельную организацию, стал особым учреждением в ряду других.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7