Преступления против общественной безопасностиУголовное право / Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть. / Преступления против общественной безопасности и общественного порядка / Преступления против общественной безопасностиСтраница 9
Субъект преступления - лицо, достигшее 14-летнего возраста.
Организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем (ст. 208 УК). Статья 13 Конституции РФ запрещает создание и деятельность общественных объединений, цели и действия которых направлены на создание незаконных вооруженных формирований (сокращенно НВФ).
Это конституционное положение закреплено в п. 9 ст. 1 Федерального закона от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне" <1>, где сказано: "Создание и существование формирований, имеющих военную организацию или вооружение и военную технику либо в которых предусматривается прохождение военной службы, не предусмотренных федеральными законами, запрещаются и преследуются по закону".
<1> СЗ РФ. 1996. N 23. Ст. 2750.
НВФ представляет собой устойчивое объединение значительного числа лиц, оснащенных оружием, с определенной степенью внутренней организованности, с наличием командования и т.д. Оно может создаваться для достижения политических, сепаратистских, религиозных и других целей. Опасность НВФ состоит в том, что они могут быть использованы для совершения преступлений любой категории, в том числе и особо тяжких террористического характера. Они также могут использоваться для достижения социально полезных целей, например для охраны жителей населенного пункта, региона, общественного порядка и т.д. Однако в любом случае создание НВФ, неподконтрольного федеральной государственной власти и не основанного на соответствующем федеральном законе, является основанием для привлечения к уголовной ответственности.
Объективная сторона рассматриваемого преступления выражается в создании вооруженного формирования (объединения, отряда, дружины или иной группы), не предусмотренного федеральным законом, а равно в руководстве таким формированием либо в его финансировании (ч. 1 ст. 208 УК) или в участии в вооруженном формировании, не предусмотренном федеральным законом (ч. 2 ст. 208 УК).
Незаконное вооруженное формирование может создаваться в форме объединения, отряда, дружины или иной группы.
Обязательным признаком состава преступления является вооруженность, т. е. наличие у всего формирования или части ее членов любого вида оружия, подпадающего под это понятие в соответствии с Федеральным законом "Об оружии", а также любые виды боевого вооружения войск, все виды оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, вооружения, военной техники.
Порядок создания законных формирований установлен, кроме указанного Закона "Об обороне", такими законами, как Закон РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 "О милиции" <1>, Федеральными законами от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ "О Федеральной службе безопасности" <2>, от 6 февраля 1997 г. N 27-ФЗ "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации" <3>.
<1> ВС РСФСР. 1991. N 16. Ст. 503. <2> СЗ РФ. 1995. N 15. Ст. 1269. <3> СЗ РФ. 1997. N 6. Ст. 711.
Согласно п. "м" ст. 71 Конституции РФ оборона и безопасность относятся к исключительному ведению Российской Федерации, поэтому субъекты РФ, а также местные органы самоуправления не вправе создавать вооруженные формирования.
Состав преступления - формальный. Оконченным его следует считать с момента организационного оформления незаконного вооруженного формирования в любой из указанных в законе форм и вооружения хотя бы части ее членов. Сама по себе организация формирования без его вооружения образует покушение на создание и руководство НВФ.
Под созданием понимаются любые действия, направленные на обоснование и организацию НВФ, его функционирование, разработку структуры, устава, приобретение и обеспечение оружием, определение места дислокации, подбор и вовлечение лиц в состав формирования, их обучение, тренировку, обеспечение жилым помещением, обмундированием, питанием и т. д.
Под руководством НВФ понимаются любые действия с определением направлений конкретной деятельности уже созданного формирования, планирование, реорганизация этой деятельности, создание новых структурных подразделений или упразднение старых, расстановка командиров подразделений, организация контроля, поддержание дисциплины, определение и выполнение конкретных задач формирования на текущий момент, составление планов общей направленности и т.д.
Смотрите также
Рассмотрение дел о несостоятельности (банкротстве). Правовое регулирование института
банкротства в Российской Федерации
Дела о несостоятельности (банкротстве) являются одной из категорий дел, подведомственных
арбитражного суду (п. 1 ст. 33 АПК РФ). При этом в АПК РФ предусмотрено, что дела
о банкротстве независимо ...
Рассмотрение дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение
...