Бизнес и правоохранительные органы: правовое опосредование взаимодействияУголовное право / Уголовное право и экономика / Бизнес и правоохранительные органы: правовое опосредование взаимодействияСтраница 5
Наряду с этим существует нуждающаяся в особом анализе группа острых, проблемных ситуаций взаимодействия "бизнес - власть", характерная для периода социальной трансформации. Она включает ситуации:
а) приватизации власти и ее инструментализации в интересах, противоречащих общему благу;
б) распространенности произвола как средства запугивания, подавления бизнеса либо как способа самовыражения, иногда обосновываемого идеологически;
в) возникновения специфических неоднократно рассмотренных особенностей коррупции.
Возникновение этих проблемных ситуаций требует по общему правилу участия двух сторон, проявляющегося в обмене имущественного ресурса на властный, имеющий различное содержание.
Некоторые пути совершенствования взаимодействия власти и бизнеса. Это взаимодействие, по-видимому, в сложившихся условиях должно идти по трем направлениям: совершенствование бизнеса; улучшение состояния правоохранительных структур и законодательства; оптимизация собственно контактов (процедуры, гарантии, кадры, инфраструктура и пр.).
Бизнес, как известно, не вправе влиять на отдельные правоприменительные решения помимо существующих законных процедур. Он не должен диктовать правовую политику.
Вместе с тем кажется несомненным, что организации предпринимателей могут и, возможно, должны:
- разрабатывать собственные альтернативные проекты уголовных и иных законов (это наиболее актуально именно для действующего уголовного законодательства);
- осуществлять защиту членов профессионального сообщества от незаконного поведения правоохранительных структур;
- участвовать в мониторинге правоохранительной деятельности;
- разрабатывать предложения к правовой политике;
- способствовать улучшению управления в органах правоохраны;
- укреплять собственную институциональную основу и пр.
На наш взгляд, сейчас необходимо, причем не откладывая этого надолго, на научной основе осознать помехи и трудности, препятствующие эффективному взаимодействию правоохраны и бизнеса. При этом надо учесть, что на протяжении многих лет в России, несмотря на смену социальных систем, бюрократия либо деформирует экономику, деятельность купцов, промышленников, предпринимателей, директоров предприятий, председателей колхозов, менеджеров, либо подавляет ее. Это делается для увеличения и сохранения властных возможностей, оптимизации своего положения либо, возможно, по искренней глупости, но постоянно маскируется рассуждениями о пользе Отечеству.
Эти проблемы, вероятно, коренятся в надформационной структуре отношений. Смена формаций в ее марксистском понимании парадоксальным образом не меняет или меняет недостаточно отношения между бизнесом и властью. Указанные глубинные факторы осложняют и процессы наказания, и процессы преобразования.
Поэтому сейчас для правовой науки важно:
- пересмотреть ряд традиционных подходов к правоохране;
- разработать методологию и методику ее мониторинга в данной сфере;
- способствовать усилению ориентации на интересы экономики и, значит, фундаментальные социальные ценности, снижение уровня репрессивности, повышение роли того, что принято считать сущностными свойствами права.
Разумеется, каждый из этих подходов нуждается в специальном анализе.
Смотрите также
Принципы арбитражного процессуального права
...