Интернет как объект правового регулированияПраво и Интернет / Интернет и право виртуального пространства: вопросы теории и практики / Интернет как объект правового регулированияСтраница 4
Иными словами, Интернет как инфраструктура информации ввиду своей специфики составляет новое информационное пространство, отличное от печати и аудиовизуального распространения. Даже если в нашей стране Интернет и будет считаться средством массовой информации, он не будет считаться таковым в других странах.
Представляется достаточно спорным утверждение о том, что электронная сеть в полной мере может выступать субъектом права, так как инстанции Интернета находятся на этапе своего формирования и их правовая природа достаточно неопределенна. Кроме того, субъект права должен обладать рядом существенных признаков (например, правосубъектностью), которыми, на наш взгляд, электронная сеть в полной мере не обладает. Следует согласиться с мнением о том, что Интернет не является субъектом права нового типа, так как "вступающие в правоотношения в среде Интернет субъекты самостоятельно осуществляют свои права и несут обязанности, и нет необходимости объединять их в такой "множественный субъект" <1>. Достаточно трудно охарактеризовать Интернет и как юридическое лицо, так как Сеть не обладает признаками, характеризующими эту правовую категорию, благодаря которой осуществляется "персонификация имущества" <2>. Поэтому можно сделать вывод о том, что Интернет не обладает имущественной обособленностью, так как не имеет и не может иметь четко определенного собственника; в нем отсутствует организационное единство, так как трудно говорить о Сети как об обособленной организации, об определенном коллективе, который работает для реализации четко обозначенной цели. Думается, что Интернет представляет собой широкое поле для деятельности огромного числа юридических лиц, разнообразных организационно-правовых форм и разной направленности. Но определять с точки зрения теории Сеть как совокупность юридических лиц, на наш взгляд, было бы тоже неправильно, так как в этой среде доминирует частная инициатива, и она ощутимо зависит от активной деятельности именно физических лиц, которые, несомненно, составляют ее ядро и движущую силу.
<1> Пушкин Д.С. Интернет и противоправные деяния (Теоретический аспект): Автореф. дис. . канд. юрид. наук. М., 2003. С. 10.
<2> См. об этом подробнее: Мартемьянов В.С. Хозяйственное право: В 2 т. М., 1994. Т. 2. С. 1 - 30.
Если с точки зрения информационного права рассуждать об инстанциях Интернета, то следует начать с IAB (Internet Activities Board), представляющей координационный совет Сети. IAB представляет собой организацию, отвечающую за развитие набора протоколов Интернета <1>. Эта структурная единица делится на две части: IRTF (Internet Research Task Force) и IETF (Internet Engineering Task Force).
<1> См. об этом: http://www.iab.org.
IRTF, являясь составной частью IAB, занимается научно-исследовательской деятельностью и разработкой долгосрочных проектов для Сети <1>.
<1> См. об этом: http://www.irtf.org.
IETF как структурная часть IAB отвечает за решение инженерных задач Интернета, разработку краткосрочных проектов и нормативов <1>. Эта структура образуется из более чем 40 рабочих групп и издает с 1969 г. RFC (Request For Comments) - набор нормативных документов, описывающих протоколы Интернета и сопутствующую им информацию. Все стандарты Сети описаны в этих нормативных документах <2>. IETF имеет свой исполнительный комитет IESG (Internet Engineering Steering Group).
<1> См. об этом: http://www.ietf.org.
<2> См. об этом подробнее: http://www.isoc.org/.
Что касается национальных правовых инстанций Интернета, то наибольший интерес сегодня представляет СОИ (Союз операторов Интернета) <1>, который был создан 20 января 2000 г. по инициативе российских провайдеров ("Ситилайн", "Релком", "Комстар" и др.). На СОИ была первоначально возложена задача по осуществлению регистрации доменов в зоне Рунета. Активную роль в регулировании Сети начало играть созданное Минсвязи России общественно-государственное объединение "Ассоциация документальной электросвязи" (АДЭ). В функции Ассоциации входит разработка нормативных документов в сфере услуг электронного обмена. Она является отраслевым лицензионным центром в области защиты информации и отраслевым аттестационным центром в области криптографической защиты информации. АДЭ осуществляет лицензирование, является базовой организацией по стандартизации в области документальной электросвязи и выполняет контроль в сфере предоставления услуг электронного обмена <2>. Функции по администрированию российского сегмента Интернета, присвоению IP-номеров, поддержанию документооборота выполняет Российский НИИ развития общественных сетей (РосНИИРОС) и действующие регистраторы ("Гарант-парк-Телеком", "Демос-Интернет", "Наунет СП", "СЦС Совинтел" и т.д.). В целях сохранения стабильности функционирования российской зоны Интернета на РосНИИРОС возложены функции технического центра национального домена.
Смотрите также
Судебные расходы. Процессуальные сроки
...
Принципы арбитражного процессуального права
...
Экономическое содержание понятия «собственные основные средства»
Собственные основные средства составляют основу материально-технической базы организации, определяют ее технический уровень, ассортимент, количество и качество выпускаемой продукции, выполняемых работ ...