Договор коммерческой концессии (франчайзинга)Гражданское право / Отдельные виды обязательств / Иные договоры и обязательства / Договор коммерческой концессии (франчайзинга)Страница 1
1. Определение. Договор коммерческой концессии (франчайзинга) - это соглашение, в силу которого одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю, в том числе право на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности на коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау) (ст. 1027* ГК РФ).
2. Сущность и значение. Договор коммерческой концессии нетрадиционен для российского гражданского права. Истоки этого вида договоров лежат в распространенном в Северной Америке, а в настоящее время - в большинстве развитых стран, способе ведения предпринимательской деятельности, именуемом франчайзинг (от англ. «franchising»). Экономическая суть франчайзинга - расширение коммерсантом сферы собственного бизнеса за счет передачи другому, как правило, территориально отдаленному предпринимателю:
а) права пользования средствами индивидуализации (товарный знак, коммерческое обозначение) и
б) охраняемой информации о способе изготовления, технологии и так далее (ноу-хау).
Передача этих имущественных прав сопровождается передачей коммерческого опыта, обучением персонала, оказанием информационной и иной поддержки.
Коммерческая концессия предусматривает использование комплекса исключительных прав, деловой репутации и коммерческого опыта правообладателя в определенном сторонами объеме и территории использования применительно к определенной сфере предпринимательской деятельности.
Договор коммерческой концессии является:
- консенсуальным;
- возмездным;
- двусторонним.
Договор коммерческой концессии заключается на определенный срок или без определения срока.
К договору коммерческой концессии соответственно применяются правила раздела VII ГК РФ о лицензионном договоре, если это не противоречит положениям главы 54 ГК РФ и существу договора коммерческой концессии.
3. Субъекты. Сторонами по договору коммерческой концессии могут быть только коммерческие организации и граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей.
4. Форма. Договор коммерческой концессии должен быть заключен в письменной форме. Договор коммерческой концессии подлежит государственной регистрации в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности. При несоблюдении этого требования договор считается ничтожным.
Договор коммерческой концессии имеет силу для третьих лиц только после его регистрации. Данное правило распространяется и на случаи изменения договора.
5. Существенные условия и содержание. Предметом договора коммерческой концессии является передаваемый правообладателем пользователю комплекс имущественных прав, включающий права пользования средствами индивидуализащ1и (товарный знак, коммерческое обозначение) и охраняемую информацию (ноу-хау).
К существенному условию договора коммерческой концессии относится вознаграждение, которое может выплачиваться пользователем правообладателю в форме фиксированных разовых или периодических платежей, отчислений от выручки, наценки на оптовую цену товаров, передаваемых правообладателем для перепродажи, или в иной форме, предусмотренной договором.
Содержание договора заключается в установленных законом обязанностях сторон.
Правообладатель обязан:
- передать пользователю техническую и коммерческую документацию и предоставить иную информацию;
- проинструктировать пользователя и его работников по вопросам, связанным с осуществлением этих прав;
- обеспечить государственную регистрацию договора коммерческой концессии;
Смотрите также
Судебное разбирательство в суде первой инстанции
...
Иск. Право на иск. Обеспечительные меры арбитражного суда
...