Привлечение к административной ответственности и оспаривание решений о привлечении
к административной ответственности в рамках судопроизводства в арбитражных судахАрбитражное процессуальное право / Производство по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений / Привлечение к административной ответственности и оспаривание решений о привлечении
к административной ответственности в рамках судопроизводства в арбитражных судахСтраница 2
Особенности субъектного состава
Лицами, участвующими в деле о привлечении к административной ответственности, являются: стороны - административный орган, обратившийся с заявлением о привлечении к административной ответственности, и лицо, привлекаемое к административной ответственности (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, в отношении которых составлен протокол об административном правонарушении), потерпевший или его представитель, эксперт, специалист, переводчик, прокурор.
В арбитражный суд с заявлениями о привлечении к ответственности обращаются те административные органы, к компетенции которых отнесено возбуждение дел об административных правонарушениях. Перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях (с чего, собственно, начинается дело об административном правонарушении), предусмотрен ст. 28.3 КоАП РФ.
В ряде случаев административное законодательство прямо не предусматривает компетенцию того или иного административного органа по возбуждению производства, отсылая к другим законам, регулирующим компетенцию данных органов. Это обусловлено указанием ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ на то, что протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ.
Второй (ответной) стороной по рассматриваемым делам всегда выступает субъект предпринимательской деятельности - юридическое лицо или гражданин, имеющий статус индивидуального предпринимателя. Поэтому не может быть субъектом ответственности по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, гражданин, не имеющий такого статуса, либо структурное подразделение организации, не являющееся юридическим лицом (например, филиал предприятия).
Поскольку в компетенцию арбитражного суда не входит рассмотрение дел об административных правонарушениях, совершенных физическими лицами, то заявление административного органа о привлечении к административной ответственности должностного лица организации рассмотрению в арбитражном суде не подлежит (п. 11 Обзора Федерального арбитражного суда Уральского округа от 30 мая 2003 г. N 4 "О практике рассмотрения споров, связанных с применением Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
Следует отметить, что административная ответственность юридического лица является новеллой административного законодательства, реализованной лишь в КоАП РФ 2001 г. Статья 2.10 данного Кодекса устанавливает, что юридические лица подлежат административной ответственности за совершение правонарушений в случаях, предусмотренных Кодексом или соответствующим законодательством субъектов РФ. В случаях же, если в статье КоАП РФ не установлено, что ответственность применяется только к физическому лицу или только к юридическому лицу, установленная в статье норма в равной мере действует в отношении каждого из них. Кроме того, КоАП РФ решены вопросы ответственности юридических лиц при их реорганизации путем слияния, присоединения, разделения или преобразования, что также следует учитывать, определяя лицо, подлежащее привлечению к ответственности.
Особое внимание следует уделить участию в рассмотрении данной категории дел таких лиц, как потерпевший и прокурор. Полномочия последнего по делам о привлечении к административной ответственности регулируются положениями п. 2 ст. 22 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", предоставляющими прокурору и его заместителю право возбуждать производство об административном правонарушении, а также положениями ст. ст. 28.4 и 28.8 КоАП РФ, определяющими полномочия прокурора по возбуждению дел об административных правонарушениях и направлению материалов в суды, уполномоченные рассматривать соответствующие дела.
При этом следует иметь в виду, что в силу упомянутых норм такими правами и полномочиями обладают прокуроры (заместители прокуроров) городов и районов, а также вышестоящие прокуроры. В названных случаях производство по делу о привлечении к административной ответственности возбуждается судом на основании заявления прокурора, которое отвечает требованиям ст. 204 АПК РФ. К заявлению должно быть приложено постановление прокурора (вместо протокола об административном правонарушении), вынесенное в соответствии с ч. 2 ст. 28.4 КоАП РФ, а также иные документы, предусмотренные ч. 2 ст. 204 АПК РФ.
Смотрите также
Судебные расходы. Процессуальные сроки
...
Рассмотрение дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение
...