Привлечение к административной ответственности и оспаривание решений о привлечении
к административной ответственности в рамках судопроизводства в арбитражных судахАрбитражное процессуальное право / Производство по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений / Привлечение к административной ответственности и оспаривание решений о привлечении
к административной ответственности в рамках судопроизводства в арбитражных судахСтраница 3
Такая процессуальная фигура, как потерпевший, в арбитражном процессуальном законе отсутствует, в связи с чем для определения его положения в деле о привлечении к административной ответственности следует обращаться к соответствующим статьям КоАП РФ. Статья 25.2 КоАП РФ устанавливает, что потерпевшим является физическое или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред; потерпевший вправе знакомиться со всеми материалами дела об административном правонарушении, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью представителя, обжаловать постановление (решение) суда по данному делу. Потерпевший может быть привлечен к участию в деле об административном правонарушении на стадии его возбуждения (что следует из положений ст. 28.2 КоАП РФ).
Кроме того, потерпевший также может быть привлечен к участию в деле по инициативе суда либо допущен (привлечен) к участию в деле по его ходатайству. Учитывая, что АПК РФ не предусматривает иное, при рассмотрении судом дела о привлечении к административной ответственности потерпевшего можно определить как третье лицо без самостоятельных требований. В то же время, учитывая интерес потерпевшего в данном деле, более адекватным было бы наименование в арбитражном процессе как "заинтересованное лицо".
При подготовке дела к рассмотрению суд должен определить, имеется ли по данному делу потерпевший, привлечен ли он к делу об административном правонарушении административным органом, и если не привлечен, то имеется ли в этом необходимость. Потерпевший извещается о времени и месте судебного заседания. В процессе он обладает правами, предусмотренными КоАП РФ.
Согласно ч. 4 ст. 27 АПК РФ, заявление, принятое арбитражным судом к своему производству с соблюдением правил подведомственности, должно быть рассмотрено судом по существу, даже если в дальнейшем к участию в деле будет привлечен гражданин, не имеющий статуса индивидуального предпринимателя, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора. В связи с этим потерпевшим может выступать и физическое лицо, и его участие не изменяет подведомственности дела.
Наряду с лицами, участвующими в деле, в арбитражном процессе могут быть задействованы их представители и содействующие осуществлению правосудия лица - эксперт, специалист, свидетели, переводчик, порядок участия которых в деле регулируется специальными нормами АПК РФ и КоАП РФ.
Заявление о привлечении к административной ответственности
Формой обращения в арбитражный суд административного органа по делам о привлечении к административной ответственности является заявление (п. 4 ст. 4 АПК РФ). Последнее подается в арбитражный суд по месту нахождения или месту жительства лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении. Как уже отмечалось выше, при подаче заявления в арбитражный суд по месту совершения правонарушения или по месту нахождения органа, проводившего административное расследование, т.е. с нарушением правил подсудности, суд должен возвратить заявление органу (должностному лицу), его направившему.
Заявление, содержащее требование о привлечении к административной ответственности, является основанием для возбуждения производства арбитражным судом и может быть направлено в арбитражный суд органами и должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях.
В делах о привлечении к административной ответственности, подведомственных арбитражным судам, к таким должностным лицам относятся:
- должностные лица органов внутренних дел, органов государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей, органов, осуществляющих государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ст. 6.14 КоАП РФ);
- должностные лица органов внутренних дел (ст. 9.4 КоАП РФ);
- должностные лица органов внутренних дел (ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ), должностные лица органов государственного горного и промышленного надзора (ч. 2 ст. 9.5 КоАП РФ);
Смотрите также
Уголовное право как социальный инструмент
В третьем разделе рассматриваются проблемы, реально возникающие в связи с функционированием
уголовного права.
В литературе, к сожалению, предложения об изменении уголовного закона нередко
основыв ...
Производство по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений
...
Природа уголовного права
В разделе 1 рассматриваются предпосылки понимания уголовного права как социально-правового
феномена, обладающего сущностными чертами, которые отражают его природу и определяют
его развитие.
Эти ч ...