Марксизм в структуре уголовно-правового мышленияУголовное право / Познание уголовного права. Уголовно-правовая наука / Марксизм в структуре уголовно-правового мышленияСтраница 2
"Именно в нынешнее время, которое характеризуется такими метафорами, как "глобализация", "мировое хозяйство", в то время когда после конца государственного социализма говорят о поражении марксистской правовой философии, - пишет один из современных специалистов в области уголовного права Й. Арнольд, - нужно подумать, может ли эмансипаторская сторона марксистской правовой философии помочь защите европейских принципов правового государства путем использования тех сторон марксистского учения, которые позволяют понять человека как личность и как социальную сущность, указывая на вклад права в ликвидацию отчуждения и установление социальной справедливости" <1>.
--------------------------------
<1> Арнольд Й. Указ. соч. С. 26 - 27.
Для этого необходимы осознание многообразия и гибкости марксистской мысли, отказ от ее сведения к нескольким тезисам, которые, вопреки традиционным взглядам, возможно, и не являлись никогда наиболее существенными в марксизме, введение соотносимых с уголовно-правовой наукой положений в структуру современного социального, научного и обыденного дискурса. Работа над этой проблемой связана со значительными интеллектуальными усилиями и ломкой стереотипов. В особенности необходимо работать над непредвзятым пониманием марксизма, включая и те подходы к марксизму, которые когда-то объявлялись ревизией марксизма либо клеветой на него, рассматривая при этом содержание марксизма не в нормативном плане как некие истины, не подлежащие обсуждению, но как аргументы, которые могут быть приняты, а могут быть и опровергнуты.
Контекст обращения к марксизму. Здесь нужно иметь в виду два течения. Первое состоит в том, что в последнее время общественная мысль Европы, разумеется, не вся и не во всем, переживает, как это названо в средствах массовой информации, возвращение призрака, т.е. марксизма, который, впрочем, никогда окончательно ее и не покидал. Безоговорочное отождествление в определенных кругах Маркса, марксизма с практикой тоталитаризма и бессмысленной экономической политикой уходит в прошлое. В последние годы широко, причем в различных изданиях, в том числе рассчитанных на широкий круг читателей, публикуются труды К. Маркса и Ф. Энгельса. Становится все более очевидным, что их теории, взгляды представляют собой самостоятельную ценность, нуждающуюся в постоянном подтверждении и не могут быть безнаказанно проигнорированы. Второе течение связано с субъективистской девальвацией теоретического обоснования уголовного права, преобладанием того, что по интеллектуальным, а не классовым основаниям можно назвать мелкобуржуазной, а возможно, и реваншистской критикой. В то же время цели практики использования уголовного права как социального инструмента нуждаются в осмыслении на основе самых различных, но верифицируемых и притом креативных подходов.
Острота этой необходимости обусловлена многими обстоятельствами, среди которых социальные перемены, глобализационные процессы, сопрягающиеся с новыми конфликтами, кризис уголовного права в самых различных странах, неудовлетворенность современным состоянием уголовно-правовой науки.
Эта ситуация отражается и в общественном сознании, во всяком случае европейском. Отношение к К. Марксу и марксизму и сейчас остается противоречивым. Во многих немецких работах К. Маркса называют гениальным ученым, выдающимся мыслителем XIX в., ставя его на второе место после Гете. В других пишут, что работы К. Маркса преодолены и имеют лишь историческое значение. Разумеется, здесь сказывается различное отношение к философским системам в континентальной, особенно немецкой, и американской общественной мысли.
Смотрите также
Уголовное право и экономика
В данном разделе лишь ставятся в общем виде разнообразные и крайне острые проблемы
связи уголовного права с экономикой, взятой как деятельность и как система идей.
В обыденном сознании и даже во мн ...