Разграничение права собственности Российской Федерации и имущественных прав юридических лиц публичного права
Право собственности / Собственность отдельных субъектов права / Разграничение права собственности Российской Федерации и имущественных прав юридических лиц публичного права
Страница 4

Гражданский кодекс РФ (ст. 50) предусматривает, что юридические лица должны быть облечены в организационно-правовую форму.

Это требование справедливо и для публично-правовых образований, поскольку организационно-правовая форма определяет правовой статус имущества юридического лица.

Министерства, федеральные службы и федеральные агентства, другие ведомства по умолчанию признаются в форме государственного учреждения. Но наличие управленческих функций не определяет организационно-правовой статус юридического лица. Одним из основополагающих признаков учреждения в настоящее время является его обязательное финансирование собственником (п. 2 ст. 48 ГК РФ).

Следует помнить, что государственным органам запрещено заниматься предпринимательской деятельностью.

Вместе с тем административная реформа несколько изменила подход к вопросу об организациях, на которые возложена обязанность по выполнению отдельных функций государственных органов. Так, Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 (в ред. от 23 декабря 2005 г. и от 27 марта 2006 г.) "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" отмечается, что федеральные органы исполнительной власти непосредственно или через подведомственные им федеральные государственные учреждения либо иные организации оказывают государственные услуги (см. подп. "д" п. 2) <1>.

<1> СЗ РФ. 2004. N 11. Ст. 945.

Полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления вправе выполнять в настоящее время и автономные учреждения. Так, в соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 3 ноября 2006 г. N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" автономными учреждениями признаются некоммерческие организации, созданные Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, местного самоуправления в сферах науки, здравоохранения, образования и других областях.

В свете изложенного представляется весьма важным легальное указание на то, что публично-правовые образования в качестве юридического лица вправе участвовать в гражданском обороте, что потребует четкого определения нормативно-правовой формы юридического лица.

В свою очередь, наделение публично-правовых образований правами юридического лица той или иной организационно-правовой формы предопределяет правовой режим имущества, переданного данному субъекту. В литературе различают опосредствованное и непосредственное участие государства в гражданском обороте <1>. В первом случае под опосредствованным участием понимается участие в имущественных отношениях созданных государством или муниципальным образованием предприятий и учреждений. Данные предприятия и учреждения наделяются собственником имуществом. Непосредственное участие государства, муниципального образования в заемных, подрядных и других гражданско-правовых отношениях осуществляется с помощью государственных органов.

<1> См.: Гражданское право: Учебник: В 3 т. Т. 1 / Отв. ред. А.П. Сергеев, Ю.К. Толстой. М., 2005. С. 252 - 253.

В этой связи важно подчеркнуть, что государственные органы участвуют в гражданском обороте как от имени государства, так и от своего имени <1>. Например, Минфин России осуществляет необходимые выплаты по государственным займам от имени Российской Федерации. В то же время Минфин России от своего имени производит закупки необходимого оборудования: компьютеров, множительной техники и т.д.

<1> Андреев Ю. Государство - субъект гражданского права // Хозяйство и право. 2007. N 5. С. 43 и др.

Разный характер участия госоргана в гражданских отношениях (от имени публично-правового образования и от своего имени) не может не отразиться на правовом режиме имущества. При этом имущество госоргана должно быть отделено от имущества государства.

§ 3. Обособление имущества публично-правовых образований от имущества казны

В соответствии с Конституцией РФ (ст. 71) следует различать объекты собственности Российской Федерации, объекты собственности субъектов Российской Федерации и объекты собственности муниципальных образований.

Вопросы разграничения указанных объектов не являются предметом рассмотрения настоящего раздела, поскольку находятся за рамками гражданско-правовых отношений. Вместе с тем необходимо указать, что указанные правоотношения регулируются в настоящее время в соответствии с приложением N 1 к Постановлению Верховного Совета РСФСР от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" , в котором названы основные виды такого имущества.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Смотрите также

Уголовный закон
В этом разделе рассматриваются хорошо известные практике проблемы, для решения которых, как кажется, недостает познавательной и управленческой воли. Круг этих проблем можно обозначить как далекую ...

Иск. Право на иск. Обеспечительные меры арбитражного суда
  ...

Уголовное право как социальный инструмент
В третьем разделе рассматриваются проблемы, реально возникающие в связи с функционированием уголовного права. В литературе, к сожалению, предложения об изменении уголовного закона нередко основыв ...