Разграничение права собственности Российской Федерации и имущественных прав
юридических лиц публичного праваПраво собственности / Собственность отдельных субъектов права / Разграничение права собственности Российской Федерации и имущественных прав
юридических лиц публичного праваСтраница 6
Согласно нормам п. 4 ст. 214 ГК РФ часть имущества, находящегося в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии со ст. ст. 294, 296 и др. ГК РФ.
Соответственно за муниципальными предприятиями и учреждениями закреплено имущество, находящееся в муниципальной собственности (п. 3 ст. 215 ГК РФ) <1>.
<1> О муниципальной собственности см. ст. 50 и ст. 51 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ (с послед. изм.) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Следует различать имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, по двум параметрам: распределенное и нераспределенное имущество.
Первая часть имущества закрепляется за государственными или муниципальными предприятиями и учреждениями по праву хозяйственного ведения или оперативного управления.
Закрепленное за юридическими лицами имущество, независимо от организационно-правовой формы, составляет основу участия этих лиц в гражданском обороте. Этим имуществом, за исключением установленных ограничений, юридические лица могут отвечать по своим обязательствам <1>.
<1> Сказанное не означает, что нет спорных вопросов о правовом статусе имущества, переданного собственником предприятиям и учреждениям. Так, в литературе весьма осторожно говорится о правах учреждения на имущество, приобретенное на средства, вырученные от дозволенной предпринимательской деятельности. Представляется, что этим, как и любым иным имуществом, учреждение может владеть, пользоваться и распоряжаться только на праве оперативного управления. Имущество, которое было завещано библиотеке, музею или институту, организационно-правовая форма которых - государственное или муниципальное учреждение, закрепляется за ними на праве оперативного управления. В Постановлении Пленума ВАС РФ от 22 июня 2006 г. N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации" отмечается, что государственное учреждение не может обладать имуществом на праве собственности (абз. 3 п. 2).
Вторая часть государственного или муниципального имущества, которая не распределяется между организациями и учреждениями, составляет государственную казну, казну субъекта Российской Федерации или муниципальную казну <1>. Имущество, в первую очередь бюджетные средства, составляющие соответствующую казну, может быть объектом взыскания кредиторов Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования по гражданско-правовым обязательствам <2>.
<1> Представляется спорным термин "право публичной собственности". "Право собственности", как и "юридическое лицо", - гражданско-правовое понятие. Конституция РФ (ст. 8) и ГК РФ (ст. 212) устанавливают частную, государственную и муниципальную собственность. Права всех собственников признаются равными (ст. 8 Конституции РФ). Более подробно о публичной собственности см.: Гражданское право. Т. II / Под ред. Е. А. Суханова. М., 2005. С. 91 и след.
<2> Возмещение убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, осуществляется не только из средств соответствующего бюджета, но и при отсутствии денежных средств - за счет иного имущества, составляющего соответствующую казну (п. 12 Постановления Пленума ВС РФ и ВАС РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" // Вестник ВАС РФ. 2005. Спец. приложение. N 12. С. 35).
Российская Федерация и ее субъекты, равно как и муниципальные образования, по своим обязательствам, вытекающим из гражданско-правовых договоров, других оснований, отвечают только своим имуществом, а не имуществом созданных ими юридических лиц.
Очень важно, чтобы законодателем было закреплено, что в определенных отношениях данное публичное образование выступает не от своего имени, а от лица Российской Федерации, субъекта Российской Федерации либо муниципального образования. Так, согласно п. 5.37 Постановления Правительства РФ от 27 ноября 2004 г. N 691 Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом выступает от имени Российской Федерации при государственной регистрации права собственности Российской Федерации на недвижимое имущество, составляющее казну Российской Федерации, и сделок с ним, а также права собственности Российской Федерации на земельные участки, которое признается возникшим в соответствии с федеральными законами.
В другом месте данного нормативного акта (п. 2) указывается, что Федеральное агентство "осуществляет полномочия собственника имущества должника - федерального государственного унитарного предприятия при проведении процедур банкротства" <1>.
Смотрите также
Принципы арбитражного процессуального права
...
Теория преступления
В шестом разделе анализируются лишь некоторые традиционные, но до сих пор спорные
проблемы теории преступления. Приведенные здесь соображения предполагают, что сложившаяся
в литературе теория прес ...