Право собственности иностранных граждан и лиц без гражданства
Право собственности / Собственность отдельных субъектов права / Право собственности иностранных граждан и лиц без гражданства
Страница 19

Предусмотренный в данной статье перечень приграничных территорий пока не утвержден. До установления перечня не допускается предоставление земельных участков, расположенных на указанных территориях, в собственность иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам (п. 5 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", далее - Закон о введении в действие ЗК РФ, Вводный закон).

Таким образом, в настоящий момент при отсутствии конкретного указания на то, какие территории следует при применении п. 3 ст. 15 ЗК РФ считать приграничными, данное ограничение прав иностранцев остается неопределенным и понимается по-разному. Иногда его даже рассматривают как запрет предоставления иностранцам земельных участков на всей территории России. Если такая позиция легко опровергается, исходя из буквального толкования текста п. 5 ст. 3 Закона о введении в действие ЗК РФ (речь в данной статье идет об участках, расположенных на "указанных", т.е. приграничных территориях), то труднее определить, что считать (до утверждения перечня) приграничной территорией, где должно действовать ограничение. С другой стороны, высказывается мнение, что "острой необходимости в принятии Президентом РФ правового акта об утверждении перечня приграничных территорий нет" и что "имеющихся правовых средств для контроля ситуации в приграничных территориях в настоящее время достаточно" <1>. Едва ли с этим можно согласиться. Действительно, согласно Закону "О Государственной границе Российской Федерации" (далее - Закон о Государственной границе) пограничные органы имеют в пределах приграничной территории достаточно широкий круг властных полномочий, ограничивающих пользование иностранцами, как и российскими гражданами, собственностью. Но дело не в объеме полномочий, а в пределах их применения.

<1> Такова позиция Г.А. Волкова, высказанная им в журнале "Закон" (Актуальные вопросы земельного законодательства // Закон. 2007. N 1. С. 10).

М. Р. Панфилова, анализируя правовой режим земель приграничных территорий, подчеркивает особый характер таких территорий: это не только земли, выполняющие функции раздела государств, но и земли, служащие санитарно-эпидемиологическому благополучию страны, таможенной службе. На наделение этих земель особым правовым статусом влияют политические, экономические и социальные факторы <1>. В ст. 3 Закона о Государственной границе определяется состав приграничной территории: пограничная зона, российская часть вод пограничных рек, озер и иных водоемов, внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации, где установлен пограничный режим, пункты пропуска через Государственную границу РФ, а также территории административных районов и городов, санаторно-курортных зон, особо охраняемых природных территорий, объектов и других территорий, прилегающих к Государственной границе РФ, пограничной зоне, берегам пограничных рек, озер и иных водоемов. Закон устанавливает пограничный режим не на всей приграничной территории, а лишь в пределах пограничной полосы, в которую включается пятикилометровая полоса местности вдоль Государственной границы, а также земли до рубежа инженерно-технических сооружений пограничных войск, в случаях, если он расположен за пределами пятикилометровой полосы местности. Границы пограничной зоны определяются и изменяются решениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Пограничный режим предполагает особые условия ведения хозяйственной деятельности в пределах данной территории и особенности оборотоспособности данных земель.

Страницы: 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24

Смотрите также

Безопасность жизнедеятельности
Безопасность жизнедеятельности (БЖД) — наука о комфортном и травмобезопасном взаимодействии человека со средой обитания. Является составной частью системы государственных, социальных и оборонных ...

Природа уголовного права
В разделе 1 рассматриваются предпосылки понимания уголовного права как социально-правового феномена, обладающего сущностными чертами, которые отражают его природу и определяют его развитие. Эти ч ...

Производство по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений
  ...