Нецелевое расходование бюджетных средств (ст. 285.1 УК)Уголовное право / Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть. / Преступления против государственной власти, интересов государственной службы
и службы в органах местного самоуправления / Нецелевое расходование бюджетных средств (ст. 285.1 УК)Страница 1
Дополнительным объектом рассматриваемого преступления являются отношения, возникающие в процессе осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы. Предмет преступления - средства бюджета соответствующего уровня.
Объективная сторона рассматриваемого преступления представлена действием -расходованием бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения. По смыслу ст. 219 и п. 1 ст. 227 Бюджетного кодекса РФ расходование бюджетных средств - это процедура финансирования, осуществляемая путем списания денежных средств со счета бюджета в размере подтвержденного бюджетного обязательства в пользу физических и юридических лиц. Необходимым условием списания бюджетных денежных средств со счета является подтверждение денежного обязательства и санкционирование его оплаты. Такое санкционирование осуществляется органом, организующим исполнение бюджета (Федеральное казначейство и финансовые органы субъектов РФ и органа местного самоуправления) после проверки соответствия составленных платежных и иных документов утвержденным сметам бюджетных учреждений и доведенным лимитам бюджетных обязательств. Санкционирование имеет форму разрешительной надписи (акцепта). Поэтому расходование бюджетных средств представляет собой процесс, состоящий из трех этапов: 1) принятие получателем бюджетных средств денежного обязательства путем составления платежного документа, необходимого для совершения расходов и платежей; 2) подтверждение и санкционирование денежного обязательства; 3) списание денежных средств со счета. Указанное обстоятельство играет решающую роль при определении момента начала и окончания анализируемого преступления.
Нецелевым согласно диспозиции ст. 285.1 УК является расходование бюджетных средств, которое не соответствует условиям их получения, определенным в следующих документах: а) утвержденный бюджет соответствующего уровня; б) бюджетная роспись; в) уведомление о бюджетных ассигнованиях <1>; г) смета доходов и расходов (бюджетная смета); д) иной документ, являющийся основанием для получения бюджетных средств, например уведомление о лимитах бюджетных обязательств. Указанные документы, за исключением бюджета, составляются в процессе исполнения бюджетов (гл. 24 Бюджетного кодекса).
<1> Действующее законодательство (ч. 5 ст. 217 и ч. 2 ст. 219.1 Бюджетного кодекса РФ) не предусматривает такую форму доведения показателей бюджетной росписи до подведомственных распорядителей и получателей бюджетных средств, как уведомление о бюджетных ассигнованиях.
В общем виде формы расходов бюджетов, т.е. цели, на финансирование которых могут направляться бюджетные ассигнования, определены в ст. 69 Бюджетного кодекса РФ, например ассигнования на оказание государственных услуг. Бюджет соответствующего уровня (в соответствии со ст. 10 Бюджетного кодекса РФ -федеральный, региональный и местный) принимается в порядке, установленном Бюджетным кодексом РФ.
Исполнение бюджетов осуществляется на основе бюджетной росписи - документа, который составляется и ведется главным распорядителем бюджетных средств в целях исполнения бюджета по расходам <1>. В бюджетной росписи установлено распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств.
<1> См.: Порядок составления и ведения сводной бюджетной росписи федерального бюджета и бюджетных росписей главных распорядителей средств федерального бюджета, утв. Приказом Министерства финансов РФ от 22 ноября 2007 г. N 114н // БНА. 2008. N 2.
Смотрите также
Рассмотрение дел о несостоятельности (банкротстве). Правовое регулирование института
банкротства в Российской Федерации
Дела о несостоятельности (банкротстве) являются одной из категорий дел, подведомственных
арбитражного суду (п. 1 ст. 33 АПК РФ). При этом в АПК РФ предусмотрено, что дела
о банкротстве независимо ...