Нецелевое расходование бюджетных средств (ст. 285.1 УК)Уголовное право / Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть. / Преступления против государственной власти, интересов государственной службы
и службы в органах местного самоуправления / Нецелевое расходование бюджетных средств (ст. 285.1 УК)Страница 2
Сведения о целях и объемах расходования бюджетных средств непосредственно каждым учреждением, государственным органом, органом местного самоуправления содержатся в бюджетной смете (ст. ст. 161 и 221 Бюджетного кодекса РФ), которая составляется, утверждается и ведется в порядке, определенном соответствующим главным распорядителем бюджетных средств на основе общих требований, предусмотренных Приказом Министерства финансов РФ от 20 ноября 2007 г. N 112н "Об общих требованиях к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет бюджетных учреждений" <1>.
<1> РГ. 2007. 22 декабря. N 288.
Примером нецелевого расходования бюджетных средств является финансирование расходов, не включенных в смету расходов и доходов; финансирование расходов в объеме, большем запланированного, за счет недофинансирования других расходов.
Состав рассматриваемого преступления - формальный; оно окончено в момент списания бюджетных средств со счета. Уголовная ответственность наступает лишь за нецелевое расходование бюджетных средств в крупном размере, в противном случае содеянное образует административное правонарушение. Крупным размером признается сумма бюджетных средств, превышающая 1,5 млн. руб.
С субъективной стороны рассматриваемое преступление совершается с прямым умыслом.
Субъект преступления - специальный: должностное лицо получателя бюджетных средств. Получателем является бюджетное учреждение или иная организация, имеющие право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год.
В части 2 ст. 285.1 УК предусмотрены два квалифицирующих признака - совершение преступления группой лиц по предварительному сговору и в особо крупном размере.
Нецелевое расходование бюджетных средств считается совершенным группой лиц по предварительному сговору, если в его совершении участвовали два или более должностных лица получателя бюджетных средств, имея предварительную договоренность (например, директор и главный бухгалтер государственного учреждения). Несмотря на то что закон рассматривает групповое нецелевое расходование бюджетных средств квалифицирующим, а не конструктивным признаком состава преступления, следует признать, что возможности единоличного его совершения крайне ограниченны. Во-первых, расходование бюджетных средств, будучи операцией по счету, не может быть совершено руководителем получателя бюджетных средств без участия бухгалтера. Во-вторых, процедура получения разрешительной надписи делает единоличное совершение рассматриваемого преступления мыслимым лишь в случае ошибки либо халатности, допущенных при санкционировании (акцепте) денежного обязательства должностными лицами органа, организующего исполнение бюджета. В тех же случаях, когда должностные лица исполняющего бюджет органа умышленно, при отсутствии оснований для расходования бюджетных средств, осуществляют разрешительную надпись, они должны нести ответственность за пособничество в совершении рассматриваемого преступления.
Особо крупным размером является сумма бюджетных средств, превышающая 7,5 млн. руб.
Смотрите также
Познание уголовного права. Уголовно-правовая наука
Во втором разделе в центре внимания находятся процесс и основные направления
понимания уголовного права и преобразования результатов его понимания в профессиональную
деятельность юриста.
В соврем ...
Иск. Право на иск. Обеспечительные меры арбитражного суда
...
Теория преступления
В шестом разделе анализируются лишь некоторые традиционные, но до сих пор спорные
проблемы теории преступления. Приведенные здесь соображения предполагают, что сложившаяся
в литературе теория прес ...