Методы и средства регулирования интернет-отношенийПраво и Интернет / Интернет-право как область научного знания / Методы и средства регулирования интернет-отношенийСтраница 3
Так, на протяжении многих лет в Интернете действовал Клуб приличных сайтов <1>. Все началось с акции по привлечению внимания к проблеме нарушений норм закона и морали в Интернете, позже эта инициатива автоматически переросла в виртуальное общественное объединение.
<1> В настоящее время деятельность Клуба по техническим причинам приостановлена. Однако временное бездействие Клуба обнаружило множество проблем правового и этического свойства. Представляется, что деятельность Клуба и подобных организаций должна получить широкую поддержку в СМИ и в скором времени возобновиться.
Клуб не ставил целью установление цензуры, он не старался что-либо запрещать, а лишь пытался регулировать интернет-отношения. Основная цель этой организации состояла в том, чтобы освободить часть информационного пространства Интернета от негативных проявлений: нецензурной брани, нарушения авторских прав, киберпреступлений. Для этого Клуб установил эффективную систему стимулирования сетевого этикета для субъектов интернет-отношений. Это почетные знаки действительного участника Клуба, медали и другие средства. Клуб призывал именно к саморегулированию, делая ставку на самоцензуру веб-мастеров, на самостоятельное очищение своего собственного сайта от того, что может быть негативно воспринято посетителями (клеветы, оскорблений, порнографии и проч.).
Показательным примером саморегулирования в Рунете можно считать однодневную акцию бойкота, объявленную пользователями "Живого журнала" в ответ на отключение возможности создания страниц без рекламы и так называемых базовых аккаунтов (полностью бесплатных учетных записей без рекламы). Модернизированный аккаунт позволял пользователям интернет-страниц получить несколько дополнительных возможностей в обмен на рекламу в их журнале. Группа пользователей "Живого журнала" предложила своему сообществу 21 марта 2008 г. не обновлять свои дневники и не писать в них никаких комментариев, тем самым показав администрации сервиса, что именно они являются основными поставщиками контента. По данным сервиса "Поиск по блогам" поисковой системы "Яндекс", в период с 3 до 24 часов 21 марта акцию "Один день без контента" поддержало более 15% русскоязычных пользователей Интернета. За день до бойкота администрация сервиса принесла официальные извинения своим клиентам и пообещала, что в будущем примет необходимые меры, чтобы вернуть им возможность вести сетевой дневник бесплатно и без рекламы.
Саморегулирование в Интернете возможно только при определенной общественной и законодательной поддержке. Представим себе, что мы говорим о саморегулировании в области борьбы с преступностью. И при этом не существует Уголовного кодекса; не определено, что представляет собой преступление, какое наказание за его совершение должно следовать; не существует судов, органов прокуратуры, милиции; нет даже паспортов - каждый волен называть себя так, как вздумается, делать все, что захочется. Это же абсолютная анархия, характерная в настоящее время для Интернета <1>.
<1> См. об этом: Ефремов Н.В. Опыт саморегулирования в Интернете // Третья Всероссийская конференция "Право и Интернет: теория и практика", 28 - 29 ноября 2000 г. С. 61.
Смотрите также
Производство по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений
...
Рассмотрение дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение
...