Методы и средства регулирования интернет-отношенийПраво и Интернет / Интернет-право как область научного знания / Методы и средства регулирования интернет-отношенийСтраница 6
<1> Мальцев Г.В. Формы раннего права и государства // Проблемы общей теории права и государства / Под общ. ред. В.С. Нерсесянца. С. 105.
Мы считаем, что регулирование этой среды (помимо классических правовых средств) должно осуществляться также и снизу, путем санкционирования обычаев. Мы уже приводили аналогию с морским и торговым правом. Замена обычаев государственно-правовыми нормами может производиться разными способами. С. А. Авакьян утверждает, что часто это санкционирование обычая, при котором правило по сути остается прежним, но становится юридическим. В других случаях правовая норма, приходящая на смену обычаю, вносит определенные уточнения без изменения сути, делая правило поведения более четким. Возможен и третий вариант, когда правовая норма появляется как синтез нескольких обычаев. Таким образом, по мнению ученого, последовательная замена обычаев превращает их в положительное право <1>.
<1> См.: Авакьян С. А. Государственно-правовые нормы и обычаи: соотношение и регулятивная деятельность Советов // Советское государство и право. 1978. N 8. С. 16 - 17.
Кроме того, во многих странах было признано целесообразным привлекать сообщества провайдеров к разработке законодательных мер по борьбе с киберпреступностью. Например, в Италии, Армении, Греции существуют договоры между правоохранительными органами и провайдерами об обмене информацией в отношении сайтов с незаконной информацией. В Норвегии существует налаженное партнерство между Министерством юстиции и сервис-провайдерами.
Что касается сложившихся международных обычаев, то они должны быть регуляторами в Интернете в случаях, когда интернет-отношения не охвачены международным правом или договором (скажем, о предоставлении международных финансовых услуг). В этом свете под международным обычаем мы понимаем правило, сформировавшееся в процессе длительного применения в интернет-отношениях между всеми или некоторыми государствами. Но необходимым условием признания международного обычая регулятором Интернета является применение его всеми или некоторыми государствами, выраженное в активной форме (скажем, передача полезной международно-правовой информации в военной ситуации, информации о террористических организациях, замышляющих преступления с использованием высоких технологий), либо, наоборот, воздержание от действий. Правило, содержащееся в международном обычае, действует только для тех государств, которые в определенной форме (скажем, в форме соглашения или обычая делового оборота) его признали.
Вместе с правовыми обычаями в Интернете в роли специфических регуляторов применяются и обыкновения. Под обыкновением здесь мы понимаем определение привычки субъектов интернет-отношений в виртуальном пространстве (скажем, правило тепло приветствовать друг друга в начале общения и вежливо прощаться в конце). Обыкновения тоже обычно не фиксируются в нормах права. Они признаются субъектами интернет-отношений по собственной воле и осуждают тех, кто идет против обыкновений. Поэтому принято считать, что поведение в виртуальном пространстве субъектов должно строиться по своему обыкновению, так, как все (или многие) к нему привыкли.
Смотрите также
Военные суды в Российской Федерации
В настоящее время в Российской Федерации действуют более 100 военных судов, которые в соответствии с Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации" являются фе ...
Уголовный закон
В этом разделе рассматриваются хорошо известные практике проблемы, для решения
которых, как кажется, недостает познавательной и управленческой воли. Круг этих
проблем можно обозначить как далекую ...
Природа уголовного права
В разделе 1 рассматриваются предпосылки понимания уголовного права как социально-правового
феномена, обладающего сущностными чертами, которые отражают его природу и определяют
его развитие.
Эти ч ...