Место интернет-права в системе права и в системе юридических наукПраво и Интернет / Интернет-право как область научного знания / Место интернет-права в системе права и в системе юридических наукСтраница 5
Второй класс задач - это анализ концепции права виртуального пространства и Интернета. К ним в первую очередь относятся задачи по изучению понятия и основных черт этого нового направления правовой теории и практики (т.е. исследование совокупности правил и нормативов, с помощью которых осуществляется справедливое регулирование деятельности в компьютерной сети, анализ взаимосвязи этих правил и нормативов с другими социальными нормами, изучение поведения субъектов этого права, анализ объектов, способов воздействия и др.). Сюда же можно отнести исследование самого Интернета как Всемирной информационной паутины в свете теории права и информационного права, характеристику его целей, задач, пространственных границ и форм проявления в социально-правовой действительности.
Третий класс задач связан с изучением многоаспектных проблем ответственности по интернет-праву. Среди них сегодня на первый план выходят проблемы понятия ответственности в области интернет-отношений, ее взаимосвязей с другими видами ответственности, правовое регулирование ответственности за качество информации, которая распространяется в российском сегменте Интернета, правовые аспекты этой ответственности за распространение разнообразной информации во Всемирной информационной паутине, исследование эффективности применения различных видов ответственности в Интернете. Значительное место отводится изучению законодательства об ответственности в сфере борьбы с киберпреступностью (т.е. в области борьбы с мошенничеством в Интернете, перехватом ценной информации, взломом сетей, распространением в виртуальном пространстве порнографии, вирусов клеветнических сведений о гражданах и т.д.).
Четвертый класс - это в основном проблемы правосознания, правовой культуры и правового воспитания субъектов (или участников) интернет-отношений (характеристика понятия, сущности и особенностей этих явлений в Интернете применительно к деятельности субъектов интернет-отношений, анализ осознания и понимания права, его отраслей, институтов и норм указанными субъектами, изучение правового поведения последних, включая взаимосвязь правосознания и правовой культуры субъектов интернет-отношений с моралью, этикой поведения в Сети, а также характеристика функций правосознания в Интернете, их проявление в обществе и др.).
Думается, что в соответствии с обозначенными задачами должен быть построен и учебный курс по интернет-праву, который уже необходимо преподавать не только в юридических, но и во всех других вузах, где читают курсы информатики, управления и информационного права. При этом каждый из классов обозначенных задач мог бы составить раздел данного курса.
Становится очевидным, что интернет-право, проистекая из теории права, информационного, международного права и других отраслей, подходит к исследованию правовых аспектов функционирования Интернета с новых, самостоятельных позиций. Интернет-право рассматривает, по сути, теоретические и прикладные проблемы права виртуального пространства и в связи с этим правовое воздействие на это пространство и на поведение субъектов интернет-отношений. И оно в этом свете, в отличие от других направлений юридической науки, есть право виртуального пространства в широком, глобальном смысле слова, а в узком понимании интернет-право касается различных правовых норм разной отраслевой направленности, регулирующих интернет-отношения в правовом, реальном (в рамках того или иного государства) пространстве.
В связи с этим актуальна характеристика права виртуального пространства и Интернета в свете общей теории права и информационного права. Остановимся на ней подробнее.
Смотрите также
Уголовный закон
В этом разделе рассматриваются хорошо известные практике проблемы, для решения
которых, как кажется, недостает познавательной и управленческой воли. Круг этих
проблем можно обозначить как далекую ...