Общая концепция Интернета в свете теории права
Страница 3

Совет министров ОБСЕ признал необходимым активизировать сотрудничество экспертов ОБСЕ с Интерполом, Советом Европы для выработки мер по противодействию указанным деяниям.

Мы уже отмечали выше, что Интернет как новое информационное явление и пространство не может существовать без права. И это бесспорное заключение. В работе С.С. Алексеева "Теория права" в разделе "Право в генезисе общества" дается весьма удачный, на наш взгляд, термин "неразвитое право", который указывает на то поле, где право "не раскрылось, не развернуло свои свойства как самостоятельного и "сильного" нормативного социального феномена, играющего свою особую роль" <1>. Такую характеристику можно дать и праву виртуального пространства, которое находится в процессе своего формирования. Это объясняется, на наш взгляд, тем, что в интернет-сфере социальное пока неотделимо от природного, естественного, а порой и стадного.

<1> Алексеев С.С. Указ. соч. С. 71.

В связи с этим в теории права уже сегодня возникли многочисленные проблемы, которые предстоит решать ученым в ближайшее время. Среди них проблемы более четкого определения источников права, уточнения характера действия права в пространстве и по кругу лиц, повышения уровня правосознания, профессиональной этики и качества поведения субъектов права, более детальной разработки категорий и понятий отраслей права и т. д. Все они пока не находят должного научного осмысления, и поэтому их разработка относительно Интернета необходима. Вместе с тем она сталкивается со значительными трудностями.

Успех и безудержное развитие Интернета заставляет и теоретиков права, и практиков ставить вопрос закрепления для него определенных правил функционирования (и, прежде всего, законодательного характера). Уже сегодня, на первых порах, можно было бы принять специальное международное соглашение об Интернете, которое разрешило бы многие противоречия. Первым шагом на пути к объединению позиций в отношении правового регулирования этой среды можно считать Декларацию о свободе обмена информацией в Интернете, принятую на 840-м заседании Комитета министров Совета Европы 28 мая 2003 г. Основной целью подписанного документа является достижение необходимого баланса между сетевой свободой слова и информации и другими правами, гарантированными Конвенцией о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. <1>, среди которых защита детей, борьба с киберпреступностью, охрана авторских прав. В Декларации провозглашаются семь основных принципов, согласно которым следует подходить к проблемам, касающимся информации в электронной среде.

<1> СЗ РФ. 1998. N 20. Ст. 2143.

Документ предписывает государствам - членам Совета Европы:

- не накладывать дополнительных ограничений на содержание информации в Интернете;

- поощрять саморегулирование или совместное регулирование (сорегулирование) распространения информации в Сети;

- отказаться от предварительного государственного контроля в Интернете: воздержаться от использования блокировок и фильтров, которые препятствуют доступу к информации, кроме фильтров, установленных для наиболее уязвимых групп населения (например, ограничение доступа для детей к некоторым интернет-сайтам, особенно в доступных местах, таких, как школы или библиотеки);

- воздержаться от использования регистрационных схем, которые ограничивают оказание услуг через Интернет (например, создание и развитие индивидуальных вебсайтов не должно становиться объектом какого-либо лицензирования или других дополнительных требований подобного рода);

- убрать препятствия, затрудняющие доступ к информации, содержащейся в Сети, или создание, функционирование интернет-сайтов для отдельных слоев общества (например, пенсионеров, малоимущих);

- не обязывать провайдеров проводить мониторинг всей информации, проходящей через их сервер;

- гарантировать пользователям право на анонимность.

Следует, однако, подчеркнуть, что требования Декларации в каждом конкретном случае должны согласовываться с национальным законодательством, требованиями национальной безопасности, соображениями территориальной целостности и иными ценностями государств.

13 мая 2005 г. Комитет министров Совета Европы принял еще один основополагающий документ - Декларацию о правах человека и верховенстве права в информационном обществе, которая подтверждает, что все права, закрепленные Конвенцией о защите прав человека и основных свобод, полностью сохраняют свое действие и актуальность в информационном веке и должны быть соблюдаемы, несмотря на новейшие технические средства и достижения. Декларация вводит важный принцип информационного права, который может быть сформулирован так: все, что запрещено офлайн, должно быть запрещено онлайн, и наоборот, все, что разрешено офлайн, должно быть разрешено онлайн. Свобода слова, информации и общения должны одинаково уважаться в виртуальном и невиртуальном пространстве и не должны подвергаться другим ограничениям, кроме предусмотренных в ст. 10 Конвенции, только потому, что общение осуществляется в цифровой форме.

Страницы: 1 2 3 4 5

Смотрите также

Производство по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений
  ...

Особенности рассмотрения дел с участием иностранных лиц
  ...

Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях
В качестве видового объекта преступлений, предусмотренных гл. 23 УК, выступают интересы службы в коммерческих и иных организациях, не являющихся государственными органами, органами местного самоуп ...