Общая концепция Интернета в свете теории права
Страница 4

Помимо этого документ устанавливает, что данные о трафике электронных сообщений и само их содержание полностью подпадают под действие ст. 8 Конвенции (право на неприкосновенность частной жизни) и не должны быть никак ограничены, кроме случаев, предусмотренных в данной статьей. Поэтому при любой обработке персональных данных должно соблюдаться право на неприкосновенность частной жизни. Исходя из этого, представителям частного сектора рекомендуется обратить особое внимание на следующие вопросы: сбор, обработка и мониторинг данных о трафике; контроль личной переписки через электронную почту или другие формы электронной коммуникации; право на неприкосновенность частной жизни на рабочем месте; камеры видеонаблюдения; биометрическая идентификация; вредоносные программы (malware), в том числе спам; сбор и использование генетических данных и генетическое тестирование.

Если анализировать дальнейшие пути для выработки возможно более объемного акта не только в рамках ЕЭС, но и для других стран, то здесь возникают многочисленные вопросы. Кто это соглашение станет разрабатывать и кто будет фиксировать правила пользования в Сети? В каких условиях и насколько эффективно указанные правила будут применяться? Думается, что ответы на эти и многие другие вопросы отныне не могут больше быть прерогативой только узкого круга экспертов. Они должны обсуждаться разносторонними специалистами и практиками и стать предметом серьезного научного анализа. На наш взгляд, эти вопросы не только юридического или политического плана, а гораздо масштабнее, так как ответы на них во многом определят развитие мирового сообщества на будущие годы. И не случайно некоторые правительства зарубежных стран, таких, как Китай, Северная Корея, Куба, Иран, Зимбабве, Туркменистан, Узбекистан, опасаются этого нового способа информационного обмена <1>.

<1> Например, турецкий Закон о телекоммуникациях 2002 г. дает Правительству страны широкие возможности для контроля над местными интернет-провайдерами и владельцами сетевых СМИ. Этот акт высшей государственной власти предусматривает ощутимые наказания за распространение ложных сведений в Сети - от крупного штрафа до тюремного заключения. По Закону открытие нового сайта должно сопровождаться одобрением органа Правительства, причем предварительно владельцам информационных ресурсов следует представить печатную копию веб-сайта на его рассмотрение.

Следует подчеркнуть, что ученые стран Западной Европы уже на протяжении многих лет осуществляют анализ правовых аспектов информационной среды Интернета. Многочисленные рапорты и отчеты, касающиеся электронных сетей, права и Интернета, подготовленные по просьбе государственных властей, в полном объеме опубликованы во Франции, Бельгии, Германии, США и Великобритании. Такая работа ведется постоянно. Ее цель - изучение динамики функционирования и развития Интернета как нового способа коммуникаций в мире и средства правового и этического воздействия на людей. Думается, что подобная аналитическая работа с привлечением широкого круга ученых и специалистов, юристов тоже должна регулярно осуществляться и в России, и в странах СНГ. И это неизбежно, поскольку наш рынок как неотъемлемая часть общего мирового рынка товаров и услуг уже сегодня сталкивается с острой потребностью в услугах Интернета и терпит существенные убытки из-за отсутствия научно обоснованного и гибкого правового регулирования интернет-отношений в обществе. Необходимо также как можно скорее выработать концепцию информационного развития Российской Федерации в сфере Интернета в рамках российско-белорусского союза, ЕврАзЭС. Имеющихся программных актов в этой сфере информатики и технологий явно недостаточно, а специальных документов, посвященных Интернету, вообще нет.

Однако следует отметить, что некоторые позитивные шаги в этом направлении уже предприняты как законодательными, так и исполнительными органами власти <1>. Как мы уже упоминали ранее, Государственная Дума 18 мая 2000 г. провела слушания "О правовом регулировании сети Интернет в Российской Федерации", где были поставлены и обсуждены многие правовые аспекты функционирования Интернета в обществе и выработаны общие идеи интернет-права. 29 января 2008 г. Комиссия Совета Федерации по информационной политике рассмотрела проект модельного закона "Об Интернете".

<1> См., например, Федеральную целевую программу "Электронная Россия (2002 -2010 годы)", утв. Постановлением Правительства РФ от 28 января 2002 г. N 65, Доктрину информационной безопасности Российской Федерации от 9 сентября 2000 г., Соглашение между странами СНГ о сотрудничестве в борьбе с преступлениями в сфере компьютерной информации от 1 июня 2001 г., Соглашение о свободном доступе и порядке обмена открытой научно-технической информацией государств - участников СНГ от 11 сентября 1998 г. См. также: Соглашение между странами СНГ о сотрудничестве в области информации от 9 октября 1992 г. // Бюллетень международных договоров. 1993. N 10.

Страницы: 1 2 3 4 5

Смотрите также

Природа уголовного права
В разделе 1 рассматриваются предпосылки понимания уголовного права как социально-правового феномена, обладающего сущностными чертами, которые отражают его природу и определяют его развитие. Эти ч ...

Рассмотрение дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение
  ...

Возбуждение арбитражного судопроизводства
  ...