Совершенствование законодательства об ответственности в сфере борьбы с киберпреступностьюПраво и Интернет / Теоретические проблемы ответственности по интернет-праву / Совершенствование законодательства об ответственности в сфере борьбы с киберпреступностьюСтраница 3
Что касается воздействия на данные, то здесь каждое государство тоже обязано принимать законодательные меры, которые необходимы для того, чтобы квалифицировать в качестве уголовного преступления преднамеренное повреждение, удаление, ухудшение качества, изменение или блокирование компьютерных данных без права на это. Каждое государство вправе зарезервировать за собой право квалифицировать в качестве уголовного преступления только те деяния, которые влекут за собой серьезный ущерб (ст. 4).
Воздействие на функционирование системы влечет принятие мер, которые могут быть необходимы для того, чтобы квалифицировать в качестве уголовного преступления преднамеренное создание серьезных помех функционированию компьютерной системы путем ввода, передачи, повреждения, удаления, ухудшения качества, изменения или блокирования компьютерных данных (ст. 5).
Кроме того, запрещается противозаконное использование устройств взлома компьютерных программ и баз данных (ст. 6). Каждое государство, по Конвенции о киберпреступности, обязуется принять для квалификации в качестве уголовного преступления, согласно своему внутригосударственному праву, следующие деяния в случае их совершения преднамеренно и без права на это:
а) производство, продажу, приобретение для использования, импорт, оптовую продажу или иные формы предоставления в пользование:
- устройств, включая компьютерные программы, разработанные или адаптированные для целей совершения какого-либо из правонарушений;
- компьютерных паролей, кодов доступа или иных аналогичных данных, с помощью которых может быть получен доступ к компьютерной системе в целом или любой ее части с намерением использовать их в целях совершения какого-либо из правонарушений;
б) владение одним из указанных выше предметов с намерением использовать его для совершения каких-либо правонарушений. Любая сторона может требовать в соответствии с законом, чтобы условием наступления уголовной ответственности являлось владение несколькими такими предметами.
Уголовная ответственность исключается в тех случаях, когда производство, продажа, приобретение или иные формы предоставления в пользование или владение, упомянутые выше, не имеют целью совершение предусмотренных правонарушений, а связаны, например, с разрешенным испытанием или защитой компьютерной системы.
Надо отметить, что в Конвенции о киберпреступности детально представлены отдельные виды правонарушений, связанных с использованием компьютерных средств (подраздел 2 Конвенции).
Во-первых, это подлог с использованием компьютерных технологий (ст. 7). Каждая страна обязалась в связи с этим, согласно своему внутригосударственному праву, реагировать определенным образом (в случае совершения преднамеренно и без права на это) на ввод, изменение, стирание или блокирование компьютерных данных, влекущих за собой нарушение их аутентичности, с намерением, чтобы они рассматривались или использовались в юридических целях в качестве подлинных независимо от того, поддаются ли эти данные непосредственному прочтению и являются ли они понятными. Страна может требовать для наступления уголовной ответственности наличия намерения совершить обман или аналогичного злого умысла.
Во-вторых, это мошенничество с использованием компьютерных технологий (ст. 8). В случае совершения этого преступления каждое государство принимает такие законодательные и иные меры, которые необходимы для того, чтобы квалифицировать в качестве уголовного преступления, согласно своему внутригосударственному праву (в случае совершения преднамеренно и без права на это), лишение другого лица его собственности путем любого ввода, изменения, удаления или блокирования компьютерных данных; любого вмешательства в функционирование компьютерной системы с мошенническим или бесчестным намерением неправомерного извлечения экономической выгоды для себя или для иного лица.
В-третьих, это правонарушения, связанные с детской порнографией (подраздел 3 Конвенции). Отмечается, что стороны согласно их внутригосударственному праву обязаны остро реагировать в случае совершения преднамеренно и без права на это следующих деяний: производство детской порнографической продукции в целях распространения через компьютерную систему; предложение или предоставление в пользование детской порнографии через компьютерную систему; распространение или передача детской порнографии через компьютерную систему; приобретение детской порнографии через компьютерную систему для себя или для другого лица; владение детской порнографией, находящейся в компьютерной системе или на носителях компьютерных данных (ст. 9).
При этом в понятие "детская порнография" Конвенцией о киберпреступности включаются порнографические материалы, изображающие следующее: участие несовершеннолетнего лица в откровенных сексуальных действиях; участие лица, кажущегося несовершеннолетним, в откровенных сексуальных действиях; реалистические изображения несовершеннолетнего лица, участвующего в откровенных сексуальных действиях. Одновременно указывается, что термин "несовершеннолетние" означает любое лицо, не достигшее 18-летнего возраста. Однако любая сторона может устанавливать свои возрастные пределы несовершеннолетия, но не ниже 16 лет.
Смотрите также
Систематизация документов
В любой организации решение проблем документационного обеспечения возлагается на специализированное структурное подразделение – управление делами, общий отдел, канцелярию и др. эффективность тру ...