Полномочия участников бюджетного процесса
Бюджетное право / Бюджетный процесс / Полномочия участников бюджетного процесса
Страница 3

Общие полномочия исполнительные органов государственной власти и исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований заключаются:

в обеспечении составления проектов бюджетов и внесении их на утверждение в законодательные (представительные) органы власти;

в разработке и утверждении методик распределения и предоставления межбюджетных трансфертов;

в обеспечении исполнения бюджетов;

в составлении бюджетной отчетности, представлении отчета об исполнении бюджета на утверждение в законодательные (представительные) органы власти;

в обеспечении управления государственным и муниципальным долгом; в иных бюджетных полномочиях.

Особо выделяются бюджетные полномочия органов исполнительной власти и исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований в условиях военного и чрезвычайного положений. Данные органы наделены бюджетными полномочиями по решению Президента РФ в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным конституционным законом от 30 января 2002 г. N 1-ФКЗ "О военном положении" <1>, Федеральным конституционным законом от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении" <2> и принятыми в соответствии с ними федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В настоящее время соответствующее постановление Правительства РФ не принято.

<1> СЗ РФ. 2002. N 5. Ст. 375. <2> СЗ РФ. 2001. N 23. Ст. 2277.

На основании ст. 75 Конституции Российской Федерации и конкретизирующих ее положений Федерального закона от 10 июня 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" <1> Банк России выполняет возложенные на него функции, одна из которых -обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами. Данная функция, согласно названному Федеральному закону, реализуется посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возложена организация исполнения и исполнение бюджетов (п. 6 ст. 4). Банк России без взимания комиссионного вознаграждения проводит операции со средствами федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (ч. 2 ст. 23); при этом получение прибыли не является целью деятельности Банка России (ч. 2 ст. 3).

<1> СЗ РФ. 2002. N 28. Ст. 2790.

Центральный банк Российской Федерации осуществляет три бюджетных полномочия:

а) совместно с Правительством РФ разрабатывает и представляет на рассмотрение Государственной Думы основные направления денежно-кредитной политики; в соответствии с п. 7 ст. 192 БК РФ до 26 августа текущего года представляет в Государственную Думу проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на очередной финансовый год и плановый период. Предварительно указанный проект направляется Президенту и Правительству Российской Федерации;

б) обслуживает счета бюджетов;

в) выполняет функции генерального агента по государственным ценным бумагам Российской Федерации.

Кредитные организации могут осуществлять следующие операции со средствами бюджетов:

а) могут привлекаться на основании агентского соглашения к осуществлению операций по предоставлению и возврату бюджетных кредитов;

б) выполняют функции Банка России по обслуживанию счетов бюджетов в случае отсутствия учреждений Банка России на соответствующей территории или при невозможности выполнения ими этих функций;

в) могут обслуживать расчеты по сделкам, совершаемым с государственными ценными бумагами субъектов РФ и муниципальными ценными бумагами, если субъекты РФ, муниципальные образования открыли счета в этих кредитных организациях.

Таким образом, в бюджетной сфере бюджетным законодательством на коммерческие банки наложена обязанность исполнять три названные функции. Причем все эти функции коммерческие банки выполняют на стадии исполнения бюджета бюджетного процесса.

Основная публичная функция, к выполнению которой могут привлекаться кредитные организации, - обслуживание счетов бюджетов в случае отсутствия учреждений Банка России на соответствующей территории или невозможности выполнения ими этих функций. Эта функция является основной в силу следующих причин: во-первых, кредитные организации заинтересованы в том, чтобы бюджетные счета открывались у них, так как открывается доступ банков к бюджетным средствам, весьма значительным по своим размерам; во-вторых, в недавнем прошлом именно коммерческие банки обслуживали все бюджетные счета; в-третьих, данная функция по сравнению с остальными публичными функциями наиболее часто востребована коммерческими банками на региональном и местном уровнях. Показательно с этой точки зрения то, что около половины средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов размещаются на счетах не Банка России, а различных кредитных организаций.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Смотрите также

Теория преступления
В шестом разделе анализируются лишь некоторые традиционные, но до сих пор спорные проблемы теории преступления. Приведенные здесь соображения предполагают, что сложившаяся в литературе теория прес ...

Систематизация документов
В любой организации решение проблем документационного обеспечения возлагается на специализированное структурное подразделение – управление делами, общий отдел, канцелярию и др. эффективность тру ...

Судебное разбирательство в суде первой инстанции
  ...