Полномочия участников бюджетного процесса
Бюджетное право / Бюджетный процесс / Полномочия участников бюджетного процесса
Страница 5

<1> Постановление Конституционного Суда РФ от 17 июня 2004 г. N 12-П "По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 155, пунктов 2 и 3 статьи 156 и абзаца 22 статьи 283 Бюджетного кодекса Российской Федерации в связи с запросами администрации

Санкт-Петербурга, Законодательного Собрания Красноярского края, Красноярского краевого суда и Арбитражного суда Республики Хакассия" // СЗ РФ. 2002. N 27. Ст. 2803.

<2> Там же.

Конституционный Суд Российской Федерации постановил, что п. 2 ст. 155 и п. 2 ст. 156 БК РФ не противоречат Конституции Российской Федерации, поскольку из смысла этих положений и исходя из их места в системе бюджетно-правового регулирования можно заключить, что установленный ими порядок обслуживания счетов бюджетов не нарушает финансовой самостоятельности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также не исключает возможности открытия счетов бюджетов в кредитных организациях в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом.

Следует иметь в виду, что кредитные организации, осуществляя кассовое исполнение бюджетов, не могут быть субъектами ответственности, предусмотренной за нецелевое использование бюджетных средств, так как в законодательстве четко прописано, что санкции применяются к получателям бюджетных средств и к руководителям получателей бюджетных средств, а коммерческие банки получателями бюджетных средств не являются.

Статья 157 БК РФ указывает на бюджетные полномочия органов государственного и муниципального финансового контроля как участников бюджетного процесса <1>.

<1> См. также главу 9.

Бюджетные полномочия органов государственного, муниципального финансового контроля, созданных законодательными (представительными) органами и органами исполнительной власти (местной администрацией) как участников бюджетного процесса, различаются.

Бюджетные полномочия органов государственного, муниципального финансового контроля, созданных законодательными (представительными) органами, сводятся:

к контролю над исполнением бюджетов;

к подготовке заключения на годовой отчет об исполнении бюджетов;

к экспертизе проектов бюджетов, долгосрочных целевых программ и правовых актов бюджетного законодательства Российской Федерации.

Бюджетными полномочиями органов государственного, муниципального финансового контроля, созданных органами исполнительной власти (местной администрацией), является предварительный, текущий и последующий контроль над исполнением бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Следует обратить внимание, что, согласно ст. 265 БК РФ, законодательные (представительные) органы также осуществляют финансовый контроль в формах предварительного, текущего и последующего.

К органам государственного финансового контроля на федеральном уровне относятся Счетная палата РФ (орган государственного финансового контроля, созданный Федеральным Собранием РФ) и Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (орган государственного финансового контроля, созданный федеральным органом исполнительной власти).

Полномочия органа государственного финансового контроля субъекта РФ, созданного законодательным органом субъекта РФ, определяются законом субъекта РФ (например, Закон города Москвы от 1 ноября 1995 г. N 23-73 "О Контрольно-счетной палате Москвы" <1>).

<1> Ведомости Московской городской Думы. 1996. N 1.

Полномочия органа муниципального финансового контроля, созданного представительным органом, определяются муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования.

Полномочия органов государственного финансового контроля, являющихся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, утверждаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Полномочия органов муниципального финансового контроля, являющихся органами или должностными лицами местных администраций, устанавливаются местной администрацией.

Контрольные органы вправе проводить проверки бюджетов - получателей межбюджетных трансфертов.

Одной из проблем на практике является проведение контрольных мероприятий в отношении расходов, осуществляемых Счетной палатой РФ. С одной стороны, деятельность Счетной палаты РФ финансируется из федерального бюджета, а с другой - Счетная палата РФ является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием Российской Федерации и подотчетным ему. И не понятно, кто и как вправе проверять финансовую деятельность Счетной палаты? Вправе ли делать это Федеральная служба финансово-бюджетного надзора? Не противоречит ли такая ситуация конституционному статусу Счетной палаты РФ? Бюджетный кодекс РФ не отвечает на поставленные проблемные вопросы, а отсылает к Федеральному закону "О Счетной палате Российской Федерации". В соответствии со ст. 30 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" средства на содержание Счетной палаты РФ предусматриваются в федеральном бюджете отдельной строкой; контроль над использованием Счетной палатой средств федерального бюджета проводится на основании решений Президента Российской Федерации, постановлений Совета Федерации и (или) Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Постановления Совета Федерации и (или) Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации о контроле над использованием Счетной палатой РФ средств федерального бюджета, выделенных на ее содержание, принимаются по инициативе не менее одной пятой общего числа членов Совета Федерации и (или) депутатов Государственной Думы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Смотрите также

Экономическое содержание понятия «собственные основные средства»
Собственные основные средства составляют основу материально-технической базы организации, определяют ее технический уровень, ассортимент, количество и качество выпускаемой продукции, выполняемых работ ...

Подготовка дела к судебному разбирательству
  ...

Акты арбитражного суда первой инстанции
  ...