Вещные права
Страница 2

Когда же в конце 1980-х - начале 1990-х гг. возникла потребность заменить плановую систему хозяйствования товарно-рыночной системой экономики, оказалось, что отдельные предприятия, действующие на основе права оперативного управления, даже после принятия новых законов о предприятии не способны включиться в новые экономические отношения. В этой обстановке в СССР, а затем после его распада в России возникла необходимость так расширить права предприятий, чтобы они смогли стать полноправными и эффективными участниками товарно-рыночных отношений. С этой целью была выработана категория «хозяйственного ведения» (сначала «полного хозяйственного ведения»), при этом в законодательных органах началась работа по выработке законов, которые бы наполнили указанную категорию необходимым («рыночным») содержанием.

Эта работа, однако, не была доведена до конца. Ибо в качестве общей политики приватизации в 1992-93-хгг. неожиданно была принята программа общего (сплошного) акционирования, когда государственные предприятия переоформлялись в открытые и закрытые акционерные общества. И хотя акционерные общества не приспособлены для приватизации и в этой связи в хозяйстве и социальной жизни возникли наряду с положительным эффектом, и серьезные отрицательные явления (громадное имущественное расслоение людей, доминирование олигархов, овладевших контрольным пакетом акций, скупка контрольного пакета акций по нехозяйственным мотивам и др.), сама идея существенного («рыночного») расширения прав государственных предприятий была отодвинута в сторону. Она не нашла своей достаточной реализации и в последующем, когда 14 ноября 2002 г. был принят Закон о государственных и муниципальных унитарных предприятиях (№ 161-ФЗ). В этой связи получилось так, что в настоящее время категории «хозяйственного ведения» и «оперативного управления», закрепленные в ГК РФ и упомянутом Законе 2002 г

хотя и являются вещными правами, в чем-то близкими к праву собственности, стали в немалой мере носить разрешительный («госплановский») характер и поэтому не позволяют в полной мере и эффективно участвовать государственным (и муниципальным) предприятиям в современной товарно-рыночной экономике.

Ряд положений о праве хозяйственного ведения и праве оперативного управления уже освещен при характеристике правосубъектности унитарных и казенных предприятий (см. § 5 гл. 4), и они должны быть учтены при рассмотрении последующих положений данной главы.

5. Право хозяйственного ведения (ст. 294 ГК РФ). Это

вещное право, как и право собственности, включает в себя триаду собственнических правомочий - права владения, пользования, распоряжения, но и в ГК РФ, и в Законе от 14 ноября 2002 г. это вещное право сформулировано так, что указанные правомочия существуют в немалой мере «в разрешительных пределах», определяемых и в нормативном порядке, и собственником (ст. 294 ГК РФ). В качестве же собственника фактически выступают органы государственного (административного) управления, существенно ограничивающие права предприятия, в ряде случаев по «госплановской» модели, и - как и в советское время - решающие за предприятие многие вопросы хозяйственной деятельности. «Предприятие, - говорится в ст. 295 ГК РФ, - не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника». В этой же статье сказано: «остальным имуществом, принадлежащим предприятию, последнее распоряжается самостоятельно» и вместе с тем добавлено - « .за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами».

Страницы: 1 2 3 4