Вещные права
Страница 3

Закон от 14 ноября 2002 г. действительно установил ряд других ограничений, ВТ. ч. широкий список сделок, которые допустимо совершать только по разрешению («с согласия собственника»), ввел ряд норм, заимствованных из законодательства об акционерных обществах (о «крупных сделках», о сделках, совершаемых «заинтересованными лицами»), но он все же, сославшись на ГК РФ, оставил элементы имущественной самостоятельности предприятия, в том числе принцип свободы договора, пусть и с очень существенными ограничениями. И это позволяет на практике использовать соответствующие нормы ГК РФ и Закона под углом зрения основных начал гражданского законодательства.

ГК РФ и указанный выше Закон установили для организаций, действующих на основе права хозяйственного ведения и права оперативного управления, единые нормы о приобретении прав (передача собственником имущества) и их прекращения (по решению собственника и правил прекращения права собственности), а также о том, что приобретенное этими организациями имущество поступает им «в порядке, установленном для приобретения права собственности» (ст. 299). Для них же предусмотрено своеобразное «право следования»: при переходе права собственности на предприятие как имущественный комплекс и на учреждение сохраняется право хозяйственного ведения или соответственно -оперативного управления (ст. 300), что оттеняет вещный характер указанных прав.

6. Право оперативного управления (ст. 296 ГК РФ). Это

право по сравнению с правом хозяйственного ведения имеет еще более узкие пределы имущественной самостоятельности субъектов - оно носит строго разрешительный характер и в целом строится по модели административных правоотношений.

При этом необходимо различать:

- право оперативного управления, установленное для деятельности казенных предприятий (их деятельность на основе ГК РФ урегулирована тем же указанным выше Законом об унитарных предприятиях от 14 ноября 2002 г.);

- право оперативного управления, на основе которого осуществляется имущественная деятельность учреждений. В том числе организаций, выполняющих функции государственного или муниципального управления.

Право оперативного управления, также как и право хозяйственного ведения, включает правомочия владения, пользования, распоряжения. Но они поставлены здесь в строгие рамки отношений разрешительного порядка (кроме самостоятельной реализации продукции казенными предприятиями), определяемого актами собственника и финансовыми документами (сметой). В то же время в ГК РФ установлено правило, в какой-то мере выходящее за пределы права оперативного управления, - о том, что «если в соответствии с учредительными документами учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе» (п. 2 ст. 298 ГК РФ). Такое право по смыслу ст. 298 ГК РФ представляет собой особое ограниченное вещное право, которое расширяет имущественные возможности учреждения.

7. Сервитуты. Сервитут - правовая конструкция, достаточно основательно отработанная еще в ранние периоды развития права, прежде всего - древнеримскими юристами (см. п. 2 гл. 8), которые видели в сервитутах явления в основном вещно-правового порядка. В последующем сервитуты, хотя и получили своеобразное выражение в некоторых странах (например. Скандинавских, где они подчас имеют характер «пользований»), они ограничивались в основном бытовыми отношениями и зачастую в тех или иных национальных правовых системах все более связывались с обязательственными отношениями и разрешительными порядками.

Страницы: 1 2 3 4