Преступления, посягающие на безопасность движения и эксплуатации транспорта
Страница 2

Обязательным признаком основного состава является наступление последствия в виде тяжкого вреда здоровью человека. Следовательно, причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью человека при нарушении правил безопасности движения и эксплуатации транспорта уголовной ответственности по ч. 1 ст. 263 УК не влечет.

Субъективная сторона характеризуется неосторожной формой вины в виде легкомыслия или небрежности. При легкомыслии виновный предвидит, что совершенное им нарушение правил может привести к причинению тяжкого вреда здоровью человека, но самонадеянно, без достаточных к тому оснований рассчитывает на предотвращение последствий. При небрежности лицо, нарушающее правила, не предвидит возможности наступления последствия в виде тяжкого вреда здоровью человека, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло предвидеть его.

Субъект специальный - лицо, в силу выполняемой работы или занимаемой должности обязанное соблюдать правила безопасности движения и эксплуатации одного из указанных в ст. 263 УК видов транспорта, т. е. работник определенного вида транспорта, управляющий транспортным средством, или иной работник, отвечающий за функционирование транспорта. К этим лицам относятся машинист поезда, капитан судна, пилот, штурман, механик, диспетчер, лоцман и т. п.

Так, по нескольким уголовным делам, возбужденным Московско-Рязанской транспортной прокуратурой по ст. 263 УК, судами вынесены обвинительные приговоры работникам локомотивных бригад. Было установлено, что из-за нарушения соответствующих правил этими работниками железнодорожного транспорта пассажиры были травмированы в результате зажатия их автоматическими дверями и последующего приведения поезда в движение <1>.

<1> См.: Эргешов В.Н. Опыт расследования нарушения правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта // Следственная практика. 2002. N 3. С. 182.

Работа, связанная с движением воздушного, водного или железнодорожного транспорта либо с организацией его движения и эксплуатации, требует определенной социальной зрелости, а потому лица, выполняющие такую работу или занимающие указанные должности, не могут быть моложе 18 лет.

В части 2 ст. 263 УК предусмотрен квалифицированный состав преступления -деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека. Признаком, особо квалифицирующим деяние, признается причинение по неосторожности смерти двум или более лицам (ч. 3 ст. 263 УК).

Нередко нарушение правил влечет наступление нескольких последствий, предусмотренных разными частями ст. 263 УК, например причинение тяжкого вреда здоровью одного и смерти другого человека. Если такое нарушение представляет собой единое преступление, оно квалифицируется по той части статьи, которая предусматривает наиболее тяжкое последствие (в нашем примере - по ч. 2 ст. 263 УК), но во всех процессуальных актах указываются все последствия.

Если виновный нарушил правила безопасности движения и эксплуатации водного транспорта, что повлекло последствия, предусмотренные ст. 263 УК, а затем оставил потерпевших без помощи, содеянное подлежит квалификации по совокупности преступлений. Так, капитан судна на подводных крыльях класса "Ракета" М., нарушив правила безопасности движения, 24 июня 2001 г. на акватории Клязьминского водохранилища допустил столкновение с яхтой-катамараном. В результате яхта-катамаран получила серьезные повреждения и частично затонула, наступила смерть находившегося на ней К., а здоровью нескольких других членов ее экипажа был причинен вред различной степени тяжести. Судно "Ракета" с места происшествия ушло, не оказав помощь терпящим бедствие людям. М. осужден по ч. 2 ст. 263 и ст. 125 УК <1>.

<1> См.: Черняков А.А. Опыт расследования нарушения правил безопасности движения водного транспорта // Следственная практика. Вып. 1(155). 2002. N 1. С. 190 -194.

Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (ст. 264 УК). Непосредственным объектом являются безопасные условия дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.

Транспортным средством признаются различные автомобили (грузовые, легковые, гоночные), трамвай либо другое механическое транспортное средство. Понятие другого механического средства раскрывается в примечании к ст. 264 УК путем перечисления его видов: троллейбус, трактор, иные самоходные машины, мотоциклы, иные механические транспортные средства. Самоходными машинами являются оборудованные самостоятельным двигателем строительные, дорожные, сельскохозяйственные и иные специальные машины (экскаватор, автокран, автопогрузчик). Не признаются транспортным средством в смысле ст. 264 УК мопед, велосипед, гужевая повозка.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Смотрите также

Судебные расходы. Процессуальные сроки
  ...

Природа уголовного права
В разделе 1 рассматриваются предпосылки понимания уголовного права как социально-правового феномена, обладающего сущностными чертами, которые отражают его природу и определяют его развитие. Эти ч ...

Уголовное право как социальный инструмент
В третьем разделе рассматриваются проблемы, реально возникающие в связи с функционированием уголовного права. В литературе, к сожалению, предложения об изменении уголовного закона нередко основыв ...