Преступления, посягающие на безопасность движения и эксплуатации транспортаУголовное право / Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть. / Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта / Преступления, посягающие на безопасность движения и эксплуатации транспортаСтраница 6
Нарушение правил безопасности функционирования транспорта может выражаться в переходе улицы в ненадлежащем месте, в самовольном выходе на взлетно-посадочную полосу аэродрома, в несанкционированном проникновении в места, запрещенные для посторонних, например в кабину пилота, в самовольной остановке поезда стоп-краном и т. п.
Для вывода о наличии признаков состава преступления необходимо точно установить, какое правило нарушено участником движения. Это нарушение должно находиться в причинной связи с наступившими последствиями в виде причинения тяжкого вреда здоровью человека.
Субъективная сторона характеризуется неосторожной формой вины в виде легкомыслия или небрежности.
Субъект преступления - участник движения, достигший возраста 16 лет. Под участником движения понимаются пассажиры, пешеходы, велосипедисты, погонщики скота, иные лица, за исключением указанных в ст. ст. 263 и 264 УК.
Квалифицированный состав предусмотрен в ч. 2 ст. 268 УК; он имеет место в случае, если деяние повлекло по неосторожности смерть человека, а особо квалифицированный -в ч. 3, если наступила смерть двух или более лиц.
Нарушение правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов (ст. 269 УК). Непосредственным объектом преступления являются общественные отношения, обеспечивающие безопасность строительства, эксплуатации, ремонта магистральных трубопроводов.
Предмет преступления - магистральный трубопровод, представляющий собой комплекс технических сооружений и средств, обеспечивающих перемещение на значительные расстояния основного потока вещества (нефти, нефтепродуктов, природного, нефтяного и углеводородных газов) из районов их добычи, производства или хранения до мест потребления. По магистральным трубопроводам под сильным давлением транспортируются большие объемы газа, нефти и нефтепродуктов, что создает повышенную взрывоопасность, может представлять угрозу для окружающей среды, для здоровья и жизни людей. Вспомогательные трубопроводы, предназначенные для доставки указанных продуктов потребителям и представляющие собой ответвления от главного трубопровода, не являются предметом рассматриваемого преступления. Не относятся к нему и складские трубопроводы.
Объективная сторона преступления заключается в нарушении специальных правил, обеспечивающих безопасность строительства, эксплуатации, ремонта магистральных трубопроводов, последствиях в виде причинения тяжкого вреда здоровью человека, причинной связи между деянием и последствием.
Нарушение правил может выражаться как в действии, так и в бездействии лица. Для установления конкретного нарушения правил необходимо обратиться к нормам иных отраслей права, содержащим специальные правила, регламентирующие строительство, эксплуатацию и ремонт магистральных трубопроводов, например к Правилам охраны магистральных трубопроводов и к Правилам технической эксплуатации магистральных трубопроводов.
При нарушении правил строительства, эксплуатации или ремонта магистрального трубопровода возможно причинение большого имущественного, экологического, организационного ущерба, связанного с нарушением режима работы трубопровода. Такие дополнительные последствия не влияют на квалификацию деяния, но должны учитываться при назначении наказания. Если нарушение рассматриваемых правил помимо последствий, предусмотренных ст. 269 УК, повлекло загрязнение вод, морской среды, порчу земли, имеет место совокупность преступлений и содеянное должно дополнительно квалифицироваться по статьям УК об экологических преступлениях.
Субъективная сторона преступления характеризуется неосторожной формой вины в виде легкомыслия или небрежности.
Субъект преступления специальный - лицо, на которое была возложена обязанность соблюдения правил при выполнении работ по строительству, эксплуатации, ремонту магистральных трубопроводов.
В качестве квалифицирующего признака предусмотрено причинение по неосторожности смерти человеку, а особо квалифицирующего - причинение смерти двум или более лицам.
Смотрите также
Производство в арбитражном суде апелляционной инстанции
...