Преступления, посягающие на безопасность движения и эксплуатации транспортаУголовное право / Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть. / Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта / Преступления, посягающие на безопасность движения и эксплуатации транспортаСтраница 4
Преступление, предусмотренное ст. 264 УК, следует отграничивать от сходного преступления, совершаемого военнослужащими и выражающегося в нарушении правил вождения или эксплуатации боевой, специальной или транспортной машины (ст. 350 УК). Последнее из указанных преступлений характеризуется иным объектом, которым является установленный в Вооруженных Силах порядок вождения и эксплуатации военных машин. Субъектом преступления, предусмотренного ст. 350 УК, является военнослужащий, управляющий боевой, специальной или транспортной машиной, либо военнослужащий, на которого возложены обязанности по обеспечению эксплуатации указанных машин.
В части 2 ст. 264 УК в качестве последствия предусмотрена смерть человека, а в ч. 3 - смерть двух и более лиц.
Если одно нарушение правил повлекло несколько последствий, предусмотренных разными частями ст. 264 УК, деяние следует квалифицировать по той части статьи, которая предусматривает более серьезное последствие. На практике встречаются ошибки в квалификации подобных деяний. Так, Б. был осужден по ч. ч. 1 и 2 ст. 264 УК. Военная коллегия Верховного Суда РФ изменила судебные решения, исключив из обвинения Б. ч. 1 ст. 264 УК как излишне вмененную, и снизила ему наказание, основываясь на следующем. Как видно из материалов дела, Б. совершил одно преступление, в результате которого пострадали два человека, и его действия должны быть квалифицированы только по ч. 2 ст. 264 УК с указанием в описательной части приговора всех последствий совершенного деяния <1>.
<1> См.: Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за IV квартал 2000 года (утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 11 апреля 2001 г.) // БВС РФ. 2001. N 8.
Недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями (ст. 266 УК). Непосредственный объект рассматриваемого преступления - безопасность функционирования различных видов транспорта (железнодорожного, воздушного, водного, автомобильного).
Предметом преступления при недоброкачественном ремонте являются транспортные средства, пути сообщения, средства сигнализации или связи, иное транспортное оборудование. Предмет при выпуске в эксплуатацию - технически неисправное транспортное средство, которое непригодно к нормальному функционированию и при использовании создает угрозу безопасности движения и эксплуатации транспорта.
Объективная сторона преступления предусматривает деяние в виде:
а) недоброкачественного ремонта транспортных средств, путей сообщения, средств сигнализации или связи, иного транспортного оборудования;
б) выпуска в эксплуатацию транспортного средства, имеющего технические неисправности.
Состав преступления - материальный; необходимыми признаками объективной стороны помимо деяния являются последствие в виде тяжкого вреда здоровью человека и причинная связь между деянием и последствием.
Под недоброкачественным ремонтом следует понимать ремонт, который не соответствует техническим требованиям, не устраняет существенные дефекты и не обеспечивает возможности дальнейшего безопасного функционирования транспорта. Недоброкачественный ремонт может осуществляться путем как действия, так и бездействия, например непрочное закрепление детали, невыполнение необходимых ремонтных работ.
Под выпуском в эксплуатацию понимается разрешение на использование транспортного средства с техническими неисправностями, препятствующими безопасному функционированию транспортного средства, например при неисправностях тормозной системы.
Существуют значительные трудности в установлении причинной связи между недоброкачественным ремонтом (или выпуском в эксплуатацию транспортных средств) и наступившими последствиями, поскольку они могут быть оторванными во времени от деяния и наступают при эксплуатации транспортных средств, осуществляющейся не теми лицами, которые производили ремонт или давали разрешение на эксплуатацию. Для установления причинной связи необходимо проведение судебно-технической экспертизы.
Субъективная сторона преступления характеризуется неосторожной формой вины в виде легкомыслия или небрежности.
Субъект недоброкачественного ремонта - любое лицо, достигшее возраста 16 лет и осуществляющее ремонт.
Субъект выпуска в эксплуатацию неисправных транспортных средств специальный. Им может быть только лицо, ответственное за техническое состояние транспортных средств и имеющее правомочия по выпуску их в эксплуатацию.
В части 2 ст. 266 УК предусмотрено деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, в ч. 3 - смерть двух или более лиц.
Смотрите также
Особенности рассмотрения дел с участием иностранных лиц
...
Теория преступления
В шестом разделе анализируются лишь некоторые традиционные, но до сих пор спорные
проблемы теории преступления. Приведенные здесь соображения предполагают, что сложившаяся
в литературе теория прес ...