Уголовная политика и задачи уголовного права
Уголовное право / Уголовное право как социальный инструмент / Уголовная политика и задачи уголовного права
Страница 6

- охранять или предупреждать, принуждая, т.е. путем применения наказаний и иных мер уголовно-правового характера;

- легитимировать это принуждение, описав его в законе, сделав предсказуемым, добившись одобрения общества и снабдив гарантиями.

Если это только формальность, политическая риторика - публичная власть применяет принуждение по своему усмотрению, произвольно - смысл в праве, которое называется уголовным, отпадает.

Содержание и структура охраны социальных ценностей. Содержание задач раскрывается исключительно в теории уголовного права (по идее, опираясь на закон) и потому в лучшем случае является только ориентирующим.

Собственно, и понятие "охрана социальных ценностей" должно быть раскрыто, конкретизировано, хоть оно и кажется ясным. По вектору направленности охрана социальных ценностей, поскольку она является одной из задач уголовного закона и права, обеспечивает ненарушимость, неприкосновенность данного социального объекта. По механизму реализации охрана социальных ценностей средствами уголовного закона должна представлять собой единство действия и результата, осуществляемого как законодателем, так и адресатами уголовного закона. При этом охрана включает в себя все законные и присущие уголовному праву методы воздействия на эти ценности, поведение людей, иные возможные угрозы. Эти методы могут иметь и регулирующий характер, ибо крайне наивно предполагать, что охрана - это лишь консервация, а не необходимое изменение состояния как самого объекта, так и среды, в которой он функционирует.

Перечень социальных ценностей - объектов уголовно-правовой охраны - определяет направленность уголовного закона на внешние для него социальные явления и процессы, и при их конкретизации ограничивает сферу использования уголовно-правовых средств, определяя место уголовного права в целостной правовой системе. Например, в немецкой уголовно-правовой доктрине именно характеристика объектов, т.е. охраняемых правовых благ, позволяет не только определить круг задач уголовного права, но и легитимировать их <1>. Механизм охраны осуществляется сложно: уже здесь производится выбор тех сторон социальных ценностей, которые действительно подлежат охране. Одновременно избираются также средства, линии охраны, состоящие в непосредственном и опосредованном применении уголовно-правовых средств, способных изменить состояние охраняемых ценностей. Первые состоят в прямом запрещении определенных поведенческих актов - деяний, наличии угрозы наказанием и применением иных видов мер уголовно-правового характера за их совершение, в реализации этой угрозы. Вторые - в воздействии на третьих лиц, которые обязываются к проведению действий, необходимых для реализации уголовного закона. Последствием охраны является изменившееся состояние внешнего мира.

--------------------------------

<1> Жалинский А.Э. Современное немецкое уголовное право. М.: Проспект, 2004.

Соотношение этих элементов определяет реальное состояние уголовно-правовой охраны социальных ценностей, в частности соотношение символических и реальных мер воздействия, запрета и наказания. Но здесь, повторим, существует крайне важное обстоятельство. Понятие "охрана социальных ценностей" редко раскрывается и связывается с понятием "уголовно-правовая репрессия", или, иначе, с практикой назначения наказания. Это искажает подчас понимание реальности, которая состоит в том, что уголовно-правовая охрана социальных ценностей, т.е. задача уголовного закона, обязательно влечет применение жестких мер насилия и преимущественно состоит в применении таких мер.

Следствия и результаты охраны социальных ценностей определяются значительно сложнее, и трудно установить, насколько реальными они могут быть. Это, в сущности, вопрос об эффективности уголовного закона, и он требует специальной разработки. Необоснованные надежды на уголовный закон фактически сильно вредят любой стране. Так, чрезвычайно широкий запрет взяточничества уголовным законом без необходимой реформы управления мало помогает делу.

Вместе с тем следствия - позитивные результаты уголовно-правовой охраны социальных ценностей - все же поддаются определению. Следствиями расширения или сужения уголовно-правовой охраны являются: изменение властных отношений, режимов деятельности, затраченности ресурсов и пр. Позитивными ее результатами могут, в частности, стать:

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9