"Дерево целей" в Интернете
Страница 1

Анализ зарубежного законодательства и аналитических материалов показал, что для современной общей теории права важен и анализ всей совокупности целей деятельности субъектов в Интернете <1>. Остановимся на них подробнее.

<1> Сегодня уже нельзя при исследовании правовых аспектов Интернета рассматривать лишь какие-либо юридические цели. Здесь необходим анализ экономических, социальных, культурных и иных целей субъектов в Интернете.

Очевидно, что деятельность субъектов во всемирной сети Интернет имеет такие же цели, что и в других информационных сетях. Основное отличие состоит в том, что эти цели здесь приобретают глобальный, межнациональный размер и характер. В связи с этим в свете теории права можно выделить целую совокупность целей деятельности субъектов интернет-права в киберпространстве ("дерево целей"), среди которых важную роль играют экономические, политические, социальные и культурные.

В частности, экономические цели в Интернете ("вершина дерева") вначале были определены и исследованы специалистами (и юристами тоже) в США, а затем уже в странах Европы. Интернет является следствием экономического подъема многих из этих стран. Сейчас уже можно говорить о коммерческих преимуществах и существенных доходах, которые приносят странам предприятия и средства цифровой связи; можно отметить и существенные выгоды от использования Интернета в банковской сфере, сфере распределения, страхования, доставки товаров.

Наряду с экономическими целями субъекты в Интернете преследуют и политические цели. Политическая власть действительно заинтересована в его развитии как средства политического воздействия на людей и их мнения.

Многие исследователи-правоведы видят также в этой информационной среде некое средство сближения граждан и избранных ими органов государственной власти и управления. Некоторые правоведы серьезно переосмысливают понятия демократии и механизма государства в связи с возможностью электронного голосования, а также с концепцией "электронного государства" <1>. В настоящее время эти идеи кажутся еще преждевременными из-за присущей органам государственной власти внутренней инертности, но они вполне могут стать реальностью в недалеком будущем.

<1> См. об этом, например: Информационное право / Под ред. Б.К. Топорнина. 2-е изд. С. 67 - 71; Голоскоков Л.В. Указ. соч. С. 109 - 129.

Необходимо обратить внимание на участившуюся практику проведения голосования с использованием Интернета. Выборы с использованием Интернета проводились в некоторых штатах США, нескольких графствах Великобритании и нескольких кантонах Швейцарии.

В Европейском союзе действует Рекомендация N R (2004) 11 от 30 сентября 2004 г. <1> о правовых, эксплуатационных и технических стандартах электронного голосования, а также Рекомендация N R (2004) 15 от 15 декабря 2004 г. <2> по электронному управлению. В мае 2005 г. в Эстонии был принят Закон, позволяющий голосовать через Интернет на выборах органов местного самоуправления. Для участия в электронном голосовании избиратель должен обладать подключенным к Интернету персональным компьютером, а также дополнительным устройством (кард-ридером), которое считывает данные с персональной карточки избирателя. Персональные карточки (ID Card) стали своего рода электронным удостоверением личности; это обязательный внутригосударственный документ для граждан Эстонии старше 15 лет, а также находящихся на территории этой страны иностранцев, имеющих вид на жительство. Их использование в процессе голосования - эстонское ноу-хау. Следует отметить, что, проводя голосования через Интернет, правительства многих стран рассчитывают прежде всего на молодежь. В случае если избиратель решил переголосовать привычным способом, его электронный голос удалят из системы и засчитают бумажный. По словам создателей эстонской новинки, их разработка сильно удешевит все существующие системы электронного голосования, существующие до сих пор. Она также является самой безопасной. Количество проголосовавших таким способом эстонцев на октябрьских выборах 2005 г. составило порядка 1 - 2% (около 9 тыс. человек), что для первого подобного опыта значительно <3>.

Страницы: 1 2 3 4 5

Смотрите также

Уголовное право как социальный инструмент
В третьем разделе рассматриваются проблемы, реально возникающие в связи с функционированием уголовного права. В литературе, к сожалению, предложения об изменении уголовного закона нередко основыв ...

Участники арбитражного процесса. Представительство в арбитражном суде
  ...

Надзорное производство
  ...