Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования как субъекты права собственности
Право собственности / Собственность отдельных субъектов права / Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования как субъекты права собственности
Страница 24

<1> Кутафин О.Е. Указ. соч.

Кроме того, введение при данном разграничении публично-правовых образований понятия "национальный (народный) суверенитет" может предоставить иностранным судам возможность рассматривать вопрос об аресте или обращении взыскания на имущество Российской Федерации без ее согласия в том случае, если она будет выступать в качестве обычного юридического лица в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Необходимо также отметить, что позиция Д.В. Пяткова о тождестве публично-правовых образований с юридическими лицами в гражданских отношениях высказывается и другими авторами.

Так, В.Е. Чиркин указывает на то, что, выступая в качестве субъектов гражданского права, государство, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования по существу являются юридическими лицами частного права. При этом, поскольку в публично-правовых отношениях такие субъекты выступают уже как властвующие субъекты, автор предлагает определять их как юридические лица публичного права.

К таким юридическим лицам В.Е. Чиркин считает необходимым относить не только Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, но и органы государственной власти, а также иные лица, которые в будущем должны быть выявлены специалистами публичного права <1>.

<1> Чиркин В.Е. Юридическое лицо публичного права. М.: Норма, 2007. С. 43, 130.

В итоге автор предлагает создать особую конструкцию юридического лица публичного права и обобщенное понятие юридического лица в Гражданском кодексе РФ, которое бы определяло юридических лиц как частного, так и публичного права <1>.

<1> Там же. С. 46.

Однако конструкция юридического лица, возникшая еще в римском праве как гражданско-правовая, используется и ГК РФ исключительно для определения лиц гражданского (частного права), не наделенных властными полномочиями, поэтому включение в нее публично-правовых образований противоречило бы правовой природе юридического лица. Кроме того, как было показано выше, юридические лица и публично-правовые образования - это не тождественные явления и каждые из них имеют свои отличительные особенности.

Правильным, на наш взгляд, является рассмотрение Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, обладающих публично-властными полномочиями, в качестве особых субъектов гражданского права, которые при вступлении в гражданские правоотношения не теряют своей сущности, но и не подрывают основу этих отношений - равенство, автономию воли и имущественную самостоятельность их участников.

Страницы: 19 20 21 22 23 24