Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования
как субъекты права собственностиПраво собственности / Собственность отдельных субъектов права / Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования
как субъекты права собственностиСтраница 19
Публично-правовой характер данных образований отражается и на их гражданской правоспособности, которая, несмотря на то что к публично-правовым образованиям применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в гражданских отношениях, отличается от правоспособности последних.
Так, правоспособность юридического лица возникает в момент его создания, с которым законодательство связывает момент внесения регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий государственный реестр (п. 2 ст. 11 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей") и прекращается в момент внесения записи о его исключении из Единого государственного реестра юридических лиц (п. 3 ст. 49 ГК РФ).
Публичные образования, в свою очередь, не являются юридическими лицами, и момент возникновения и прекращения правоспособности для каждого публичного образования устанавливается соответствующим публично-правовым актом.
Кроме того, правоспособность публично-правовых образований отличается по своему содержанию от правоспособности юридических лиц. К особенностям правоспособности публично-правовых образований, например, можно отнести следующее:
- отдельные виды имущества могут находиться исключительно в государственной или муниципальной собственности (п. 3 ст. 212, п. 1 ст. 213 ГК РФ);
- для публичных собственников законодательством о приватизации установлен особый порядок прекращения их права собственности;
- в отличие от юридических лиц публичный собственник не вправе отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество (ст. 236 ГК РФ);
- в установленных законодательством случаях государству предоставлена возможность обращения в свою собственность собственности граждан и юридических лиц (национализация);
- исключительно между публично-правовыми образованиями возможно разграничение собственности, заключающееся во взаимной безвозмездной передаче объектов права собственности на основании публично-правовых актов и др.
Правоспособность публично-правовых образований отличается от правоспособности юридических лиц и по своему характеру. Так, для коммерческих организаций, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, установлена общая правоспособность, которая означает, что такие юридические лица " .могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом" (п. 1 ст. 49 ГК РФ).
Для остальных организаций правоспособность является специальной, что означает возможность иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, которые соответствуют целям деятельности, предусмотренным в учредительных документах данных организаций (п. 1 ст. 49 ГК РФ).
В отношении характера правоспособности публично-правовых образований ученые высказывают различные точки зрения, рассматривая ее как общую, специальную и целевую.
Так, по мнению одних авторов, "Российская Федерация, субъекты Федерации и муниципальные образования обладают общей правоспособностью ." <1>.
Смотрите также
Возбуждение арбитражного судопроизводства
...
Акты арбитражного суда первой инстанции
...
Участники арбитражного процесса. Представительство в арбитражном суде
...