Практические аспекты государственной регистрации права собственности на вновь
создаваемый объект недвижимого имущества (государственная регистрация права собственности
на объекты недвижимого имущеПраво собственности / Объекты права собственности / Практические аспекты государственной регистрации права собственности на вновь
создаваемый объект недвижимого имущества (государственная регистрация права собственности
на объекты недвижимого имущеСтраница 21
<1> Пункт 15 Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18 февраля 1998 г. N 219.
<2> С позицией, высказанной М.Г. Пискуновой в статье "Особенности возникновения прав на недвижимость и проблемы государственной регистрации" (Правовое регулирование рынка недвижимости. 1999. N 1) о том, что такие записи должны погашаться по инициативе органов государственной регистрации прав во внесудебном порядке, согласиться нельзя, поскольку это бы означало внесудебное и принудительное прекращение права собственности. Практика государственной регистрации прав это также не подтверждает.
В этот же период, как отмечалось выше, на имущество может быть при определенных условиях обращено взыскание, принято решение о банкротстве, приняты иные акты, препятствующие регистрации перехода права собственности. Необходимо также отметить, что момент государственной регистрации определяется как момент внесения фактической записи в Реестр, осуществляемой государственным регистратором прав. Этот момент определяется регистратором, в известном смысле, произвольным образом; он вправе в пределах предусмотренных процессуальных сроков осуществлять правовую экспертизу документов. Иными словами, в отношении одних и тех же объектов (квартир в жилом доме, земельных участков, принадлежащих одному собственнику, одновременно поданных на регистрацию) в течение срока регистрации органы, осуществляющие государственную регистрацию, могут утверждать о совершении регистрации и переходе права собственности либо, наоборот, о ее несовершении. В целом это приводит к дестабилизации рынка. По-видимому, следует признать, что более обоснованным и не требующим выстраивания специальных юридических конструкций было бы определить момент государственной регистрации права как момент представления документов сторонами на государственную регистрацию, который бы и определял момент прекращения права собственности у правоотчуждателя и его возникновения у правоприобретателя. Тогда вопрос о правах на недвижимое имущество после подачи документов на государственную регистрацию просто не может возникнуть, как и возможность распоряжения таким имуществом, в том числе принудительного, в период государственной регистрации прав.
В заключение необходимо отметить, что система государственной регистрации прав в Российской Федерации нуждается в совершенствовании. Необходимость совершенствования системы государственной регистрации прав обусловлена необходимостью большего укрепления прав на недвижимость по мере развития рынка недвижимости, роста стоимости объектов недвижимости, находящихся в обороте, все большей интеграцией российского рынка недвижимости в международные рынки.
Как было отмечено выше, совершенствование самой системы государственной регистрации прав невозможно без изменения ряда гражданско-правовых норм о недвижимом имуществе, возникновении и прекращении права собственности на него. В этой связи можно предположить, что введение специального регулирования оборота недвижимого имущества, прочной связи здания и сооружения и прав на земельный участок под этим зданием должно способствовать появлению специальных норм, отличных от правил, установленных для имущества, признаваемого движимым.
Смотрите также
Рассмотрение дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение
...
Систематизация документов
В любой организации решение проблем документационного обеспечения возлагается на специализированное структурное подразделение – управление делами, общий отдел, канцелярию и др. эффективность тру ...