Практические аспекты государственной регистрации права собственности на вновь
создаваемый объект недвижимого имущества (государственная регистрация права собственности
на объекты недвижимого имущеПраво собственности / Объекты права собственности / Практические аспекты государственной регистрации права собственности на вновь
создаваемый объект недвижимого имущества (государственная регистрация права собственности
на объекты недвижимого имущеСтраница 21
<1> Пункт 15 Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18 февраля 1998 г. N 219.
<2> С позицией, высказанной М.Г. Пискуновой в статье "Особенности возникновения прав на недвижимость и проблемы государственной регистрации" (Правовое регулирование рынка недвижимости. 1999. N 1) о том, что такие записи должны погашаться по инициативе органов государственной регистрации прав во внесудебном порядке, согласиться нельзя, поскольку это бы означало внесудебное и принудительное прекращение права собственности. Практика государственной регистрации прав это также не подтверждает.
В этот же период, как отмечалось выше, на имущество может быть при определенных условиях обращено взыскание, принято решение о банкротстве, приняты иные акты, препятствующие регистрации перехода права собственности. Необходимо также отметить, что момент государственной регистрации определяется как момент внесения фактической записи в Реестр, осуществляемой государственным регистратором прав. Этот момент определяется регистратором, в известном смысле, произвольным образом; он вправе в пределах предусмотренных процессуальных сроков осуществлять правовую экспертизу документов. Иными словами, в отношении одних и тех же объектов (квартир в жилом доме, земельных участков, принадлежащих одному собственнику, одновременно поданных на регистрацию) в течение срока регистрации органы, осуществляющие государственную регистрацию, могут утверждать о совершении регистрации и переходе права собственности либо, наоборот, о ее несовершении. В целом это приводит к дестабилизации рынка. По-видимому, следует признать, что более обоснованным и не требующим выстраивания специальных юридических конструкций было бы определить момент государственной регистрации права как момент представления документов сторонами на государственную регистрацию, который бы и определял момент прекращения права собственности у правоотчуждателя и его возникновения у правоприобретателя. Тогда вопрос о правах на недвижимое имущество после подачи документов на государственную регистрацию просто не может возникнуть, как и возможность распоряжения таким имуществом, в том числе принудительного, в период государственной регистрации прав.
В заключение необходимо отметить, что система государственной регистрации прав в Российской Федерации нуждается в совершенствовании. Необходимость совершенствования системы государственной регистрации прав обусловлена необходимостью большего укрепления прав на недвижимость по мере развития рынка недвижимости, роста стоимости объектов недвижимости, находящихся в обороте, все большей интеграцией российского рынка недвижимости в международные рынки.
Как было отмечено выше, совершенствование самой системы государственной регистрации прав невозможно без изменения ряда гражданско-правовых норм о недвижимом имуществе, возникновении и прекращении права собственности на него. В этой связи можно предположить, что введение специального регулирования оборота недвижимого имущества, прочной связи здания и сооружения и прав на земельный участок под этим зданием должно способствовать появлению специальных норм, отличных от правил, установленных для имущества, признаваемого движимым.
Смотрите также
Производство в арбитражном суде кассационной инстанции
...