Практические аспекты государственной регистрации права собственности на вновь
создаваемый объект недвижимого имущества (государственная регистрация права собственности
на объекты недвижимого имущеПраво собственности / Объекты права собственности / Практические аспекты государственной регистрации права собственности на вновь
создаваемый объект недвижимого имущества (государственная регистрация права собственности
на объекты недвижимого имущеСтраница 5
<1> Вольман И. С. Ввод во владение в системе укрепления права собственности на недвижимости. М.: Изд. журнала "Вестник права", 1915.
Это мы наблюдаем и сегодня, когда в современной России развитие системы государственной регистрации прав приводит к противоречиям с ранее существовавшими системами регистрации недвижимости и возложением на систему государственной регистрации не свойственных ей функций. (В частности, в соответствии с современным законодательством на систему государственной регистрации возложены функции по выдаче копий правоустанавливающих документов, предоставлению информации и копий отдельных документов в налоговые органы и органы, осуществляющие определение стоимости имущества для целей налогообложения.)
Исключение из российского законодательства понятия недвижимости, установление презумпции государственной собственности на земельные участки привело к тому, что необходимость в государственной регистрации прав в основном отпала. Установление исключительно публично-правового регулирования оборота земельных участков, сокращение круга земельных участков, зданий и сооружений, которые могли находиться в собственности или пользовании граждан, установленное законодательством право на изъятие практически любого имущества в государственных интересах не оставили места для отдельного регулирования частных правоотношений по распоряжению недвижимостью.
Тем не менее наличие оборота отдельных зданий, пусть и ограниченного, требовало формирования публичных систем, содержащих сведения об этих объектах, необходимые для разрешения споров о праве собственности на эти здания. Учитывая необходимость реализации и иных государственных функций, связанных с налогообложением, и в целом с государственным управлением, функции по отражению сведений о праве собственности возлагались на органы, осуществляющие иные государственные функции, которые (функции) имели главенствующее значение. Иными словами, необходимость государственной регистрации была обусловлена не потребностью в защите права собственности, а в первую очередь необходимостью формирования сведений о наличии имущества у граждан, его стоимости. В частности, в соответствии с ГК РСФСР 1964 г. договор купли-продажи жилого дома должен был быть нотариально удостоверен и зарегистрирован в исполнительном комитете районного, городского Совета народных депутатов. При продаже зданий в сельской местности регистрация договора осуществлялась в исполнительном комитете сельского Совета народных депутатов, которые при этом выполняли и функцию нотариального удостоверения. Аналогичные правила применялись и при совершении других гражданско-правовых сделок с этими зданиями, а также в отношении дач <1>.
<1> Статьи 239, 257 ГК РСФСР.
Регистрация договоров в городских поселениях осуществлялась, как правило, организациями технической инвентаризации (БТИ), которые в этот период являлись структурными подразделениями местных Советов и осуществляли описание зданий и сооружений для целей налогообложения и проверку соответствия зданий и сооружений требованиям градостроительных норм и правил. На стадии описания объекта БТИ осуществлялось формирование объекта как недвижимой вещи, которая в дальнейшем становилась объектом гражданско-правовой сделки. Регистрация договоров в сельской местности осуществлялась сельскими Советами непосредственно. Сведения о собственниках жилых домов отражались ими в похозяйственных книгах.
Из изложенного можно сделать следующие выводы:
- существующая в этот период система регистрации не носила универсального характера. Обязанность по регистрации договоров была установлена только в отношении отдельных объектов, находившихся в собственности граждан, и то не всех;
- регистрации подлежал договор. В соответствии с требованиями ст. 135 ГК РСФСР право собственности возникало и прекращалось в момент регистрации договора. Фактически собственник утрачивал возможность влияния на принадлежащее ему имущество в момент нотариального удостоверения договора, поскольку представление на государственную регистрацию договора, как правило, осуществлялось приобретателем имущества. Порядок представления договоров на регистрацию и разрешения споров между сторонами после нотариального удостоверения урегулирован не был;
Смотрите также
Особенности рассмотрения дел с участием иностранных лиц
...
Рассмотрение дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение
...