Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования как субъекты права собственности
Право собственности / Собственность отдельных субъектов права / Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования как субъекты права собственности
Страница 18

1> Покровский И.А. Основные проблемы гражданского права. С. 42.

Вступление же публичных образований в гражданские (частные) отношения, основанные на принципе "юридической децентрализации", при котором " .государственная власть принципиально воздерживается от непосредственного и властного регулирования отношений; здесь она не ставит себя мысленно в положение единственного определяющего центра, а, напротив, предоставляет такое регулирование множеству иных маленьких центров ." <1>, не характерно для природы данных образований и, как справедливо указывает О.Е. Кутафин, " .носит для них вспомогательный по отношению к основной деятельности, хотя и вынужденный характер" <2>, необходимый для достижения их публичных целей.

<1> Там же. С. 43.

<2> Кутафин О.Е. Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования как субъекты гражданского права // Журнал российского права. 2007. N 1.

Российская Федерация как государство является единственной организацией власти в масштабе всей страны и обладает суверенитетом <1>, означающим " .верховенство, независимость и самостоятельность государственной власти, полноту законодательной, исполнительной и судебной власти государства на его территории и независимость в международном общении ." <2>, включая невозможность привлечения государства как собственника к судебной ответственности за пределами его территории без его согласия.

<1> Теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. М.: Право и закон, 1996. С. 50.

<2> Постановление Конституционного Суда РФ от 7 июня 2000 г. N 10-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" // Российская газета. 2000. N 118.

Субъекты Российской Федерации " .не обладают суверенитетом, который изначально принадлежит Российской Федерации . не вправе наделить себя свойствами суверенного государства ." <1>, но тем не менее наделены его отдельными признаками. Так, субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (ст. 73 Конституции РФ).

<1> Там же.

Местное самоуправление самостоятельно в пределах своих полномочий (ст. 12 Конституции РФ).

Кроме того, публично-правовым образованиям предоставлено не только право вступать в отношения собственности, но и исключительное право самим (в пределах своей компетенции) устанавливать правила поведения как собственника, включая возможность самостоятельно определить объекты, которые будут находиться в их собственности для осуществления публичных функций.

Также необходимо иметь в виду, что имущество любого публичного образования принадлежит всему населению, проживающему на его территории, и, соответственно, являясь участником отношений собственности, такие субъекты должны действовать в общественных интересах, в интересах всего населения, в отличие от частного собственника, который может распоряжаться своей собственностью в своих частных целях. В этой связи осуществление публичным образованием своих правомочий собственника будет отличаться от подобного осуществления частным лицом.

Страницы: 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23