Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования
как субъекты права собственностиПраво собственности / Собственность отдельных субъектов права / Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования
как субъекты права собственностиСтраница 18
1> Покровский И.А. Основные проблемы гражданского права. С. 42.
Вступление же публичных образований в гражданские (частные) отношения, основанные на принципе "юридической децентрализации", при котором " .государственная власть принципиально воздерживается от непосредственного и властного регулирования отношений; здесь она не ставит себя мысленно в положение единственного определяющего центра, а, напротив, предоставляет такое регулирование множеству иных маленьких центров ." <1>, не характерно для природы данных образований и, как справедливо указывает О.Е. Кутафин, " .носит для них вспомогательный по отношению к основной деятельности, хотя и вынужденный характер" <2>, необходимый для достижения их публичных целей.
<1> Там же. С. 43.
<2> Кутафин О.Е. Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования как субъекты гражданского права // Журнал российского права. 2007. N 1.
Российская Федерация как государство является единственной организацией власти в масштабе всей страны и обладает суверенитетом <1>, означающим " .верховенство, независимость и самостоятельность государственной власти, полноту законодательной, исполнительной и судебной власти государства на его территории и независимость в международном общении ." <2>, включая невозможность привлечения государства как собственника к судебной ответственности за пределами его территории без его согласия.
<1> Теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. М.: Право и закон, 1996. С. 50.
<2> Постановление Конституционного Суда РФ от 7 июня 2000 г. N 10-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" // Российская газета. 2000. N 118.
Субъекты Российской Федерации " .не обладают суверенитетом, который изначально принадлежит Российской Федерации . не вправе наделить себя свойствами суверенного государства ." <1>, но тем не менее наделены его отдельными признаками. Так, субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (ст. 73 Конституции РФ).
<1> Там же.
Местное самоуправление самостоятельно в пределах своих полномочий (ст. 12 Конституции РФ).
Кроме того, публично-правовым образованиям предоставлено не только право вступать в отношения собственности, но и исключительное право самим (в пределах своей компетенции) устанавливать правила поведения как собственника, включая возможность самостоятельно определить объекты, которые будут находиться в их собственности для осуществления публичных функций.
Также необходимо иметь в виду, что имущество любого публичного образования принадлежит всему населению, проживающему на его территории, и, соответственно, являясь участником отношений собственности, такие субъекты должны действовать в общественных интересах, в интересах всего населения, в отличие от частного собственника, который может распоряжаться своей собственностью в своих частных целях. В этой связи осуществление публичным образованием своих правомочий собственника будет отличаться от подобного осуществления частным лицом.
Смотрите также
Иск. Право на иск. Обеспечительные меры арбитражного суда
...
Рассмотрение дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение
...