Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования
как субъекты права собственностиПраво собственности / Собственность отдельных субъектов права / Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования
как субъекты права собственностиСтраница 16
<1> Венедиктов А.В. Государственная социалистическая собственность. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1948. С. 314.
Для того чтобы государственной организации выступать в качестве самостоятельного субъекта права, обладающего обособленным имуществом, считалось, что субъективные права государственной организации в отношении закрепленного за ней имущества на праве оперативного управления не совпадали с правами на то же имущество, которыми государство обладало в целом.
При этом возникал вопрос о том, могут ли быть одновременными участниками гражданско-правовых отношений государство в целом и государственные организации.
Одни авторы указывали на возможность участия в гражданских отношениях государства в целом наряду с государственными организациями <1>. Другие справедливо считали, что это подрывало основы гражданско-правовых отношений с участием советской государственной собственности, поскольку указанные отношения по сути становились отношениями целого (государства) и его части (государственная организация), а это означало отсутствие возможности признания государственных организаций в качестве самостоятельных субъектов гражданского права <2>.
<1> Халфина Р.О. Общее учение о правоотношении. М.: Юрид. лит., 1974. С. 169.
<2> Брагинский М.И. Участие Советского государства в гражданских правоотношениях. С. 57 - 58.
3. Государство публично-правовыми методами регулировало отношения собственности, ограничивая возможность других собственников самостоятельно участвовать в гражданском обороте. Так, деятельность государственных организаций определялась плановыми заданиями, при которой социалистическое государство соединяло " . в своих руках всю полноту государственной власти со всеми правомочиями собственника" <1>. В отношении к кооперативно-колхозной собственности, как и к собственности государственных организаций, государство " .также осуществляет политическое и хозяйственное руководство и также включает ее в единый народнохозяйственный план ." <2>.
<1> Венедиктов А.В. Государственная социалистическая собственность. С. 319.
<2> Там же. С. 321.
Таким образом, в отношениях собственности советского периода можно выделить следующие характерные черты:
- государственная собственность стала носить первостепенную роль по отношению к другим формам собственности;
- частная собственность как форма собственности была заменена на личную собственность у граждан;
- исчезло юридически единое право собственности и появилось несколько видов права собственности;
- отношения собственности были пронизаны публично-правовыми началами.
§ 5. Публичная собственность в современном праве России
С распадом Советского Союза и переходом к рыночным отношениям правовой режим права собственности начал изменяться.
Так, уже Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик от 31 мая 1991 г. <1>, не выделяя различных форм собственности, практически реанимировали право частной собственности и установили не только одинаковый набор правомочий для каждого субъекта права собственности, но и равную защиту этого права (ст. 44).
Смотрите также
Возбуждение арбитражного судопроизводства
...