Правоустанавливающая функция уголовного законодательстваУголовное право / Уголовный закон / Правоустанавливающая функция уголовного законодательстваСтраница 5
- источник, которым является уголовный закон, как текст и акты его применения;
- субъекты правоустановления, которыми могут быть законодатель в широком смысле слова, т.е. орган, управомоченный принимать нормативные правовые акты, и правоприменитель, управомоченный принимать обязывающие решения, приобретающие окончательную юридическую силу;
- сфера действия уголовного закона, практически - норма, которая рассматривается в каждом конкретном случае (например, понятие небрежной вины, которое в некоторой части устанавливает долг того или иного субъекта в сфере строительства, безопасности движения и эксплуатации транспорта и пр.);
- адресаты действия уголовного закона и результатов правоустановления, круг которых включает лиц, в принципе могущих совершить данное преступление, возможных потерпевших, лиц, имеющих специальные обязанности в сфере действия данной нормы, института (например, по ст. 264 УК РФ это лица, управляющие транспортным средством, граждане в зоне его досягаемости, лица, обязанные обучить водителя, выдавшие ему водительские права, и пр.);
- собственно установившиеся под влиянием уголовного закона правовые институциональные образования, которые требуют изменения или меняют реальное сложившееся состояние правопорядка, пусть в самой незначительной степени. При этом крайне важно подчеркнуть, что такими институциональными образованиями могут быть правовые нормы и правоприменительные решения, а проще говоря - любые источники права.
Динамика этого процесса рассматривалась и будет еще рассматриваться на примере реальных ситуаций. Но, кратко говоря, это может выглядеть так. Законодатель принимает ранее неизвестный российскому уголовному праву комплекс уголовно-правовых предписаний о легализации (отмывании) денежных средств и иного имущества, добытого незаконно, затем изменяет его содержание. Эти нормы суть источник правоустановления, созданный законодателем, но наделяющий правами правоустановления иных субъектов. В частности, и только в частности, необходимо определить дополнительные обязанности субъектов оперативно-розыскной деятельности, которые теоретически иначе не должны вмешиваться в финансовую деятельность предприятия, права и обязанности банков и банковских служащих, а для этого должны выполнить правоустановительные обязанности соответствующие исполнительные и иные органы. Далее, должна быть определена сфера действия уголовно-правовых норм, например действует ли он применительно к адвокатской деятельности, в сфере здравоохранения, образования, в частности, поскольку внесение гонорара, платы за лечение, обучение также являются финансовыми операциями, то следует ли распространять контроль на эти сферы. Затем, по идее, должен быть определен или должен сложиться способ регулирования: прямое, опосредованное, рамочное и пр. Наконец, определены круг адресатов правоустановления и собственно содержание новых норм. В целом это хорошо известные специалистам вещи, и практики вообще чаще ориентируются не столько на уголовный закон, сколько на соответствующие приказы, конкретизирующие нормы этого закона, возлагающие на кого-либо ответственность, определяющие систему учета и отчетности и пр.
Разумеется, сложнее обстоит дело с правоприменительными решениями. Процесс правоустановления в этом случае состоит в том, что либо фактически устанавливается новая норма, либо она фактически вводится в действие, либо складывается новая практика толкования того или иного уголовного закона. Таких ситуаций, повторим еще раз, очень много. Например, еще предстоит фактически ввести в действие статью 184 "Подкуп участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов". Иностранная юстиция предъявляла претензии к одному из российских граждан, по ее мнению, пытавшемуся повлиять на результаты соревнований по фигурному катанию, но оказалось, именно ст. 184 УК РФ пока что практически не действует. Правоприменительные решения, влекущие правоустановление, иногда также опосредуются дополнительными нормативными правовыми актами правоприменительных органов, но чаще на них реагируют или должны реагировать адресаты действия уголовного закона. Например, несообщение при совершении сделки продавцом каких-либо необходимых сведений признается обманом либо злоупотреблением доверием и тем самым - мошенничеством по ст. 159 УК РФ. Тогда, если и поскольку подобные сделки являются типовыми, повторяющимися, адресат должен обязать своих работников такие данные сообщать, включая их в соответствующие формуляры, и пр.
Смотрите также
Участники арбитражного процесса. Представительство в арбитражном суде
...
Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях
В качестве видового объекта преступлений, предусмотренных гл. 23 УК, выступают
интересы службы в коммерческих и иных организациях, не являющихся государственными
органами, органами местного самоуп ...